Жизнь как подвиг. Священномученик Философ Орнатский и его эпоха

Доклад на Международной научной конференции, посвященной священномученику Философу Орнатскому «Жизнь как подвиг. Священномученик Философ Орнатский и его эпоха» Валерия Павловича Филимонова — русского писателя-агиографа, академика Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств, автора жития священномученика Философа Орнатского пресвитера и сыновей его – мучеников Бориса и Николая. 

Непостижимые духовные подвиги священномученика протоиерея Философа Николаевича Орнатского наши современники по сей день еще не осмыслили и не оценили во всей их полноте… Его жизнь поражает всякое воображение обилием дел, совершенных во имя любви к Богу и ближним.

Выдающийся просветитель и богослов-молитвенник; благотворитель и храмоздатель; депутат Санкт-Петербургской Городской Думы и член ряда Синодальных и правительственных комиссий в течение 25-ти лет; издатель, редактор и цензор семи духовных журналов и множества душеполезных книг, опытный духовный наставник и всероссийский оратор…

Кому-то может показаться невероятным огромное количество благих деяний этого дивного пастыря, однако, все они подтверждены архивными документами, а также материалами из справочных и периодических изданий, опубликованных до 1919 года.

Почти три десятилетия находился отец Философ в центре церковно-общественной жизни Государства Российского. В течение 26-ти лет он возглавлял Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви и одновременно являлся деятельным сотрудником целого ряда других православных обществ и братств, известных во всей России.
Он принимал самое активное участие в работе Советов Всероссийского Братства во имя Царицы Небесной по призрению детей-инвалидов, Всероссийского Попечительства по охране материнства и младенчества, Всероссийского Александро-Невского братства трезвости и Православного эстонского братства.

Тогда же немало времени и сил отдавал отец Философ работе в городских комиссиях по благотворительности и народному образованию; в Синодальной комиссии по выработке правил для наблюдения за выходящими в свет произведениями духовной литературы; Комиссии для составления Устава средней общеобразовательной школы; Комиссии по вопросу о надлежащей постановке преподавания Закона Божия в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения и в Постоянной комиссии по техническому образованию Императорского Русского технического общества.

Стараниями неутомимого пастыря в тогдашней столице Российской Империи и ее окрестностях было возведено 12 благолепных храмов и устроены при них духовно-просветительные центры с различными благотворительными учреждениями. Трудами отца Философа был также обустроен ряд ночлежных домов, безплатных столовых, школ и приютов для детей-сирот, больниц для неимущих и богаделен для людей престарелых.

Под непосредственным руководством отца Философа Орнатского в течение двух десятилетий в Петербурге выходило семь православных журналов − «Санкт-Петербургский духовный вестник», «Церковный голос», «Православно-русское слово», «Воскресный благовест». «Отдых христианина», «Трезвая жизнь» и «Кронштадтский пастырь» − объемом до 2000 страниц в год каждый (!)
Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения и его учреждениями издавалось до 100 наименований душеполезных книг и брошюр в год, общим тиражом до 1 000 000 экземпляров. Цензором всех вышеуказанных изданий был протоиерей Философ…

Стараниями отца Философа были вызваны к жизни Религиозно-просветительный Союз и Христианское содружество учащейся молодежи, действовавшие в рамках Устава Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.

Деятельность руководимого протоиереем Философом общества приняла всероссийский характер. По примеру и при его поддержке подобные общества открылись в Москве, Киеве, Харькове, Варшаве и других городах Российской Империи.

Отец Философ был одним из ближайших учеников святого праведного Иоанна Кронштадтского и пользовался особым его доверием. Отец Иоанн вверил ему свою в высшей степени духовную переписку со святителем Феофаном Затворником, касающуюся самого возвышенного богословия − учения о Пресвятой и Живоначальной Троице. Это − важнейший момент в картине духовного облика протоиерея Философа. Ему была вверена переписка между двумя святыми мужами. При этом, один из сих мужей находился в самом живом русле церковно-общественной и народной жизни, а другой был истинным аскетом-отшельником. Несомненно, что это послушание отца Философа Орнатского свидетельствует о высочайшей его духовности.

Свою разностороннюю деятельность батюшка Философ разделял с неустанными пастырскими заботами. Множеству людей были известны его необыкновенное обаяние и исходившая от него благодатная сила. Вдохновенные проповеди отца Философа часто заставляли многих людей искренне плакать и каяться, или от всего сердца радоваться о Господе. Подобные случаи не раз отмечались в сообщениях периодической печати его времени. Он унаследовал от отца Иоанна Кронштадтского дар чистой молитвы о ближних с верой во всесильную помощь Божию, что не раз спасало безнадежных больных. Отец Философ имел еще и дар духовного утешения людей, впавших в отчаяние и вразумления заблудших. И всегда он делал это с любовью и великим тактом, мягко воздействуя на душу человека, примиряя его с самим собою и с Богом, о чем свидетельствуют современники батюшки.

Под духовным окормлением протоиерея Философа находились тысячи людей, ищущих спасения, в том числе − студенты Санкт-Петербургской духовной академии, впоследствии – святые и выдающиеся архипастыри Русской Православной Церкви.

Отец Философ Орнатский был первым духовным наставником священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского; святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского; священномученика Платона (Кульбуша), епископа Ревельского; священномученика Амвросия (Гудко), епископа Сарапульского; священномученика протоиерея Иоанна Кочурова; митрополитов: экзарха Русской Православной Церкви в США Вениамина (Федченкова); Японского Сергия (Тихомирова); Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича); Ленинградского Григория (Чукова); архиепископов: Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова); Казанского и Свияжского Венедикта (Плотникова) и других известных церковных деятелей, которые многому научились от отца Философа. Он воистину был одним из тех духовных вождей народа, которых Господь наш Иисус Христос называет солью земли и светом мира (Мф. 5, 13-14).

В течение 10 лет протоиерей Философ был директором и преподавателем Технической Школы при Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, в организации и строительстве которой он принимал самое деятельное участие. Под руководством отца Философа Школа превратилась в одно из лучших средних технических учебных заведений России. На 18 отделениях обучалось более 600 учащихся. В состав преподавателей входило 45 опытных специалистов.

Труды отца Философа, совершавшиеся в его делании на общее благо с полным самоотвержением, нельзя назвать иначе как великим подвижничеством. Вся жизнь его − это непрерывный и деятельный подвиг во славу Божию.

Какой великой благодатной силой должен был обладать священник, чтобы совмещать многогранное общественное служение с исполнением пастырских обязанностей и преподавательской деятельностью! Порою остается только удивляться − как на всё хватало у него времени… А ведь были ещё немалые заботы и попечения семейные, житейские − к 1895 году в семье Орнатских было уже пятеро детей: Николай, Борис, Владимир, Вера и Лидия. В последующие тринадцать лет родилось еще пятеро: Мария, Сергей, Елена, Александр и Константин. В связи с величайшей загруженностью отца Философа приходилось держать в доме не менее 2-х человек прислуги. Всё это, безусловно, отражалось на материальном положении семьи.

Множество общественных званий, должностей и послушаний пастыря, порою весьма громких и почетных, которые он ревностно и добросовестно исполнял во славу Божию, средств к существованию не приносило. Для поддержания сносного достатка в семье протоиерею Философу приходилось постоянно подрабатывать частными уроками Закона Божия, что, конечно, сказывалось на его здоровье…

Близкий духовный друг и сподвижник священномучеников − Владимира митрополита Киевского и Галицкого, Вениамина митрополита Петроградского и Святейшего Патриарха Тихона, отец Философ был блестящим проповедником и прекрасным оратором, можно сказать, всероссийским церковным витией. Его по праву называли Златоустом своего времени. Неисчерпаемое богатство души этого доброго пастыря открывается в его замечательных словах и поучениях, необыкновенно актуальных и для современной эпохи.

Вот звучат его слова в храмах Божиих, в залах Городской Думы и Славянского общества… Вот распространяются по всей России дивные поучения петербургского пастыря, сказанные в дни Саровских торжеств в обители преподобного Серафима… Вот произносит отец Философ вдохновенное слово, прерываемое рыданиями множества людей, на погребении великого кронштадтского молитвенника − протоиерея Иоанна Ильича Сергиева…

Наконец, после октябрьского переворота, на заседании Поместного Собора Православной Российской Церкви 24 января 1918 года в Москве горячо призывает протоиерей Философ Орнатский всех верных чад Церкви встать на защиту Ее святынь: «Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души − Святая Церковь… На сознательное мученичество идти не следует, но если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать…»

Затем в самых «горячих» точках Петрограда, переполненных мятежными солдатами и матросами, звучат его пламенные проповеди, обличающие гонителей Церкви Христовой.

А вскоре Сам Господь украсил сего ревнителя Правды Божией высшим − мученическим венцом. Великий подвижник веры и благочестия был расстрелян вместе с двумя сыновьями − Борисом и Николаем Орнатскими, героями Первой Мировой войны.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13) и «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), − эти две главных заповеди Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа протоиерей Философ Орнатский исполнил самой своей жизнью. Он целиком и полностью отдавал себя служению Церкви, Отечеству и ближним. Его подвиги должны стать примером для каждого православного христианина − не только для священника, но и для мирянина.

И сегодня отец Философ незримо пребывает с нами. Верующие обретают в священномученике Философе своего небесного заступника и покровителя, по молитвам которого милосердие Божие изливается на людей. Слава Богу за всё!

 В.П.Филимонов