Беседа с Владыкой

Однажды, во время полёта на пассажирском самолёте, рядом со мной оказался мужчина средних лет. Его доброе лицо с задумчивыми глазами и приятной улыбкой располагало к себе. Он почти сразу вступил со мной в разговор, хотя это бывает не часто, так как я летаю либо в рясе, либо в подряснике, и это, как правило, как-то настораживает моих случайных спутников. Он спросил, как меня зовут, где я служу и незаметно между нами завязалась беседа. Из того, что он говорил, стало ясно, что это человек верующий, а задаваемые им вопросы говорили о его серьёзном и вдумчивом отношении к вере и жизни. Но мне показалось, что он не спешит задать главный вопрос – тот, который его волнует более всего. То ли он присматривался ко мне, то ли боялся меня поставить в неловкое положение, то ли боялся получить ответ, который мог его не только не устроить, но даже разочаровать. Когда наша беседа стала носить доверительный характер, он, наконец, обратился ко мне с таким вопросом-рассказом.
На их приходе недавно скончался уважаемый и любимый настоятель, при котором им был передан храм в весьма плачевном состоянии. Настоятель с прихожанами начали приводить его в порядок, вначале своими руками, затем появились добровольные помощники. За 10-15 лет храм преобразился. В нём появился прекрасный хор, трапеза, воскресная школа и т.д. Недавно настоятель трагически погиб. В храм был назначен новый — молодой, энергичный. Он стал смелой рукой изменять многое в храме, игнорируя мнение старых священников и прихожан. К нему обратилась вдова предыдущего настоятеля с просьбой хоть что-то оставить от прежних традиций, к которым уже привыкли и прихожане, и духовенство. В ответ она услышала: «Если не нравится, уходите! Храмов в городе достаточно! Уходите туда, где понравится. – Простите, батюшка, я сроднилась с этим храмом, с прихожанами. — Я сказал! Всё!»

— Как поступить в данном случае?
В первую очередь, остерегитесь быть уязвлёнными копием осуждения. Спаситель заповедовал Своим ученикам: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7.1) Почему Он так учит? Потому что мы не видим внутреннего расположения человека. Согрешивший, возможно, сразу покаялся пред Богом и уже оправдан Им, а мы, осудившие грешника, стоим пред Господом, как нарушители Его заповеди. Мы не знаем ни среды, в которой жил и воспитывался человек, ни того в каком он был настроении, встретив нас, не знаем причин, по которым он так ответил.
Нарушение заповедей ослабляет дух, делает его немощным и вялым, малоспособным к борьбе с беззаконием и, постепенно приводит человека в такое состояние, когда он становится рабом той или иной страсти, если не исправляется. Грех и дьявол ослепляют его, чтобы он не увидел своих немощей, не пришел к покаянию и погиб «блюдите како опасно ходите». Достаточно посмотреть на людей, порабощённых такими грубыми грехами, как винопитие, лудомания (одержимость страстью к азартным играм), наркомания, табакокурение. Они не имеют сил чтобы изжить свои слабости.
В то же время у нас есть другой путь: преодолеть свою немощь, победить желание осудить ближнего, не сказать обидное слово в ответ, не ответить на грубость грубостью. В этом случае дух укрепляется и человеку с каждой победой становится всё легче и легче преодолевать свои страсти. Все победы, как и поражения, начинаются с крохотного и, в сущности, мизерного. Преподобный Авва Дорофей писал: «Знайте, что от пренебрежения малого и, в сущности ничтожного, мы переходим и к пренебрежению великого. Ибо, если кто начнёт говорить: «Что за важность, если я скажу это слово? Что за важность, если я съем эту безделицу? — от этого «Что за важность в том, что за важность в другом» впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным, и попирать свою совесть, а таким образом, закосневая во зле, находится в опасности прийти в совершенное нечувствие».

— Но не будет ли наша позиция неосуждения воплощением принципа Л.Н. Толстого «не противление злу насилием»?
Неосуждение не есть пассивность, смирение не есть примирение со злом. Блаженный Феофилакт писал: «Укорение и выговор служит к пользе, а осуждение клонится к обиде и унижению». Осудить – значит поставить печать на всей жизни человека, например, назвать его вором. Иначе будет, если мы скажем, что такой-то своровал. Да, он согрешил в данном случае, но это вовсе не означает, что он вор по натуре. Мы обязаны помочь человеку преодолеть его немощь, для этого, в первую очередь, он должен осознать, что грешен. Вот для этого необходим выговор или порицание.
Во-вторых, он должен возненавидев свою слабость, возжелать победить её, и начать борьбу, а не оставаться равнодушным созерцателем своего грехопадения. Весь этот путь духовного воскресения Спаситель прекрасно показал в притче о блудном сыне, когда на «стране далече» он терпел материальный недостаток такой, что и одеться ему было не во что, и питаться ему было нечем. Оказавшись в столь бедственном положении, он раскаялся в том, что оставил отца и растратил наследство на удовлетворение греховных пожеланий. Сравнив свою жизнь с жизнью наёмников, решил, что лучше быть работником у отца, чем бедствовать вдали от родного дома, и сказав: «Встану, пойду к отцу моему» (Лк.15,18), подъял на себя труд тяжелого путешествия. Отец не осудил покаявшегося сына, так и мы не должны судить согрешающих, но стремиться помочь им в исправлении, а значит в покаянии.

— Но как это сделать?
Иоанн Пророк на вопрос аввы Дорофея о том, «как поступить, когда брат делает что-либо, не согласное с моей волей и этим делом другим причиняет скорбь?» дал такой ответ: «Если дело будет безгрешное, среднее – укори себя и молчи. А когда брат другим причиняет скорбь, то скажи об этом авве и он сам скажет тому брату».
Первое и главное условие наших действий по исправлению обидящего – это причинение им скорби не лично нам, а близким. Вспомним, как поступил царь и пророк Давид, когда Семей, пользуясь его беззащитным положением, начал его злословить и даже бросать в него камни. С Давидом были верные ему храбрые воины, и один из них сказал царю: «Зачем злословит тебя этот пёс, я сниму с него голову. И сказал царь: «оставьте его ибо Господь повелел ему злословить Давида. Может быть Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне Господь благостью за терпение его злословия» (2.Цар.16,5,6,9,10,12). Значит, мы должны терпеть скорби и обиды, наносимые нам лично, если при этом злословящий нас не совершает греха. От этого мы получим духовную пользу, преодолев своё раздражение и обиду. Именно так поступил царь Давид.
Но, если своими действиями кто-либо причиняет вред другим, в таком случае мы должны попытаться защитить обидимого, обратившись к нему самому, если не помогает – к начальнику обидящего или иным образом. Опять обратимся к царю и пророку Давиду. Когда Голиаф начал оскорблять израильтян и поносить Господа Саваофа, Давид возгорелся любовью к Богу и своему народу и вышел на поединок с этим могучим и опытным воином, и победил его.
Один и тот же человек, но как разнится его поведение в этих двух случаях. Личную обиду он перенёс, а хулу и оскорбление имени Божия и своего народа не потерпел, смело выступив против хулителя. Так следует поступать и нам, перенося с терпением личные обиды, если обидчик не согрешает, но защищая от поношений своих ближних.

— Владыка, для терпеливого перенесения обид преподобный Иоанн Пророк ставит условием «если дело будет безгрешное, среднее», и Вы это подчеркнули в своём ответе. А если обидчик совершит грех, как тогда быть?
Мне думается, что в таком случае надо руководствоваться 89 правилом святителя Василия Великого, в котором он говорит о том, что клирики должны сообщать епископам о тех пороках и грехах, которые они видят у служителей алтаря и храма. Чем объясняется данное указание? Грех – это духовная болезнь. Грех клирика губит не только его, он разрушает Церковь. Чем раньше будет обнаружена телесная болезнь и чем скорее её начнут правильно лечить, тем лучше для больного, т.к. больше шансов исцелить страждущего, и наоборот. Подобная картина наблюдается и в духовной брани.
Свт. Василий Великий 89 правилом рекомендует, как можно быстрее сообщить о духовной немощи епископу, который должен быть опытным врачом, дабы он приступил к лечению немощного члена Церкви, «чтобы дела церковные не пришли к совершенному замешательству». Именно с этой целью свт. Василий Великий составил данное правило. Значит, и мы должны обращаться к священноначалию не для того, чтобы отомстить обидчику, а с целью недопущения беспорядков в Церкви, к которым согласно 89 правилу свт.Василия Великого, приводят «злоречие, пьянство, ссоры, нерадение о наставлении прихожан».
В нашей жизни часто бывает, что мы говорим начальству о грехах других не с целью помощи согрешившему, а с целью опорочить, очернить человека. Это будет неверно. Мы должны помочь немощствующему члену тела церковного своими силами, либо привлечь более искусного врача, то есть священноначалие. Если у нас такой возможности нет, то помолиться и покрыть его слабость. Как советует прп.Исаак Сирин: «Простри ризу твою над согрешающим и покрой его».
Главное – это наше намерение. Убийство по злобе, ненависти, вражде – это смертный грех. Убийство неприятеля на войне – это обязанность солдата, и, если он не убивает врагов Отечества, убегает, пасует перед ними – он предатель Родины. Так и в нашем случае: если говорим о немощи брата для того, чтобы его очернить — это грех. Если о его порочном образе жизни не сообщаем священноначалию с целью вразумления и исправления – это тоже грех, и совсем неважно, обижает он нас или других. Главное, чтобы это делалось не на волне негодования или обиды, но с любовью христианской и желанием спасения больного члена Церкви.

— Значит, если грех христианина наносит вред Церкви, надо сразу сообщить об этом епископу?
— Спаситель учит нас соблюдать постепенность при исправлении согрешающего. Не стоит сразу обращаться к высшим иерархическим чинам, нужно начинать с самого доступного, то есть при первом проявлении какой-либо немощи: грубости, хамства, лицемерия, осуждения, неправдоглаголания, нетрезвого образа жизни, необходимо попытаться самим вразумить его. Если это не помогает, следует прибегнуть к помощи более высоких инстанций. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… Если не послушает, возьми с собою ещё одного или двух…Если же не послушают их, скажи Церкви…» (Мф.18, 15-17).
При этом необходимо соблюдать субординацию: если – священник, то обратиться к настоятелю, если согрешил настоятель, то к благочинному. Если проблема не решается, то к архиерею и так далее. Иначе при нашем молчаливом попустительстве, священнослужители рискуют превратиться в касту неприкасаемых, внутри которой станут распространяться различные немощи и грехи, что, в конце концов, приведет к опустошению Церкви. При телесной болезни мы обращаемся к врачу. Чем раньше обратимся, тем больше шансов исцеления и наоборот. При лечении используют горькие лекарства, неприятные процедуры. Подобным образом поступают и при духовных немощах. В случае нашего равнодушия к грехам окружающих, по мнению свт.Василия Великого, «дела церковные могут прийти в замешательство», а Церковь в запустение.

— Так как же мы можем защищать ближних?
Во-первых, молиться об укреплении обидимого и о вразумлении обидящего.
Во-вторых, можно поднять данный вопрос на приходском уровне, например, на Приходском собрании или более высоком, обратившись к епархиальному архиерею, или на Епархиальном собрании. Может быть вы найдёте и другой способ защиты от оскорблений и грубости клириков. В подобных случаях не должно бездействовать.
Здесь допустима такая аналогия: прп.Сергий Радонежский, благословил Пересвета и Ослябю на битву с татаро-монголами; Патриарх Гермоген, рассылал грамоты, поднимая народ на борьбу с Лжедмитрием и иноземными захватчиками; игумен Троице-Сергиевой Лавры Дионисий, рассылал увещательные грамоты, призывая очищать землю русскую от литовских и полоцких людей. Именно так поступил митрополит Сергий, благословив наш народ на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками 22 июня 1941 года.

— Приведённые Вами примеры касаются военных действий. Какое отношение они имеют к нашему случаю?
Не надо смущаться тем, что я перечислил примеры, в которых наш народ и воинство получили благословение на вооружённую борьбу с иноземными захватчиками. Это было благословение на борьбу с воплощёнными, сознательными носителями зла. Со злом прикровенным – грехом, живущим в каждом человеке и проявляющимся не так явно, ведёт борьбу Церковь. Поэтому её называют Церковь воинствующая, а христиан – воинами Христовыми.
В вашем случае мы видим проявление зла по немощи и борьба с ним должна вестись не так, как с закоренелыми лиходеями, воплощёнными в конкретных военных силах. Примеры такой борьбы показал нам Сам Спаситель. Он обличал фарисеев(1) и книжников(2) – авторитетных и уважаемых духовных вождей еврейского народа, присвоивших себе право толковать закон пророков. Они исказили учение о спасении, придав первостепенное место внешнему обряду, и оставили без должного внимания важнейшую духовную сторону закона Божия: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили главнейшее в законе: суд, милость и веру, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды» (Мф.23, 23-24). Он боролся не только словом, но и делом – как минимум дважды изгнав торгующих из храма. Об этом повествует Евангелие, описывая два случая, произошедших в разное время. У апостола Матфея — задолго до Пасхи, а у апостола Иоанна Богослова говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи. Значит, и мы не должны прекращать борьбы с грехом, если и не удаётся его победить. Это касается, в первую очередь, борьбы со своими немощами, а потом уже с немощами в окружающем нас обществе.

— Почему Он это делал?
— Потому, что первосвященники(3) и священники исказили первоначальное главное назначение храма. Храм – это не место торговли, но молитвы: «Дом мой, домом молитвы наречется» (Мф.21,13).
А кем был Христос для простого израильского народа? Бедный, странствующий проповедник, который не имел, где голову преклонить. Он не был вождём еврейского народа, ни фарисеем, ни книжником, ни первосвященником. И этот бедный проповедник боролся с нарушителями закона Божия, которые были общепризнанными авторитетными руководителями богоизбранного народа. Значит, и Вас не должно смущать, что Вы не имеете сана.
Иисус Христос учил Своих учеников: «Просите и дано будет вам» (Мф.7,7). Этими словами Спаситель призывает их к активной позиции, к молитве. «Стучите и отворят вам» (Мф.7,7) – этими словами Он призывал Своих последователей к активной деятельности. Стучат в дверь рукой. Рука – символ внешней, телесной деятельности. Значит разумное сочетание внутреннего и внешнего делания будет угодным Богу, если будет сеять семена добродетелей мира и согласия здесь, на земле.

— А это вообще возможно?
Возможно. Если Церковь – семья, то и отношения внутри нее должны быть семейными. Приведу пример. Когда отец будущего святителя Игнатия Брянчанинова, овдовев, решал, стоит ли жениться во второй раз, он собрал всех своих детей и спросил их мнения. Дети сказали: «Папенька, мы не хотим, чтобы в нашем доме жила другая женщина». Александр Семенович принял их волю и отказался от своего намерения устроить личное счастье. Надо заметить, что он был очень строгий глава семейства, которого никто никогда не смел ослушаться, поскольку нарушителя ждали суровые наказания. Всё в семье было под его строгим контролем. И удивительно, что этот, можно сказать, деспот, решил посоветоваться со своими детьми и, больше того, послушался их.

— На мой взгляд, это хороший пример для всех христиан. Он показывает, как должна строиться жизнь большой семьи — православной общины: с обоюдным уважением, почтением, смирением и рассуждением. Но какое место должен занимать священник в приходе?
— Мы должны понять, что ситуации, подобные описанной вами – это аномалия, так не должно быть в христианской общине. Вспомним слова преподобного Исидора Пелусиота: «Священство прилично только некоторым и немногим, именно держащемся той мысли, что оно есть отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие». Преподобный говорил об «отеческой попечительности», а значит о заботе и любви к стаду Христову.
Священство – это не самочиние, а совместное дело спасения при активном участии духовенства. Священник, в первую очередь, должен не красивые и правильные слова говорить, а сам быть образом доброго пастыря, вести себя по-христиански, а не по-хамски, снисходительно относиться к другим, а к себе строго. Ибо жизнь священника гораздо убедительней для людей, чем его слова.
Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Обыкновенно возбуждает не столько слово, сколько нрав учащих». Из этого следует, что православие, это не упражнение интеллекта, не наполнение головы различными знаниями, в том числе касающихся Православной Церкви, но жизнь по Евангелию в соответствии с учением святых Отцов. «Главное у нас дело, — писал свт.Феофан Затворник,- есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, годное только на время настоящей жизни». На Страшном Суде нас никто не будет спрашивать о наших знаниях догматического или нравственного богословия. Мы будем отвечать за то, как мы претворили в жизнь евангельское учение, которое разъяснили святые Отцы. Мы будем судимы по Книге жизни, по Евангелию. Господь сказал: «Отвергающий меня и не принимающий слов моих имеет судью: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12,48). А Евангелие заповедовало нам, в первую очередь, хранить любовь к Богу и ближнему.

— Как совместить служение Богу со служением ближнему?
Наше отношение к ближнему, как лакмусовая бумага, показывает наше отношение к Богу, т.е., какие мы христиане – истинные или ложные. Если мы не любим ближнего, осуждаем, обманываем его, грубим, ненавидим, то, значит, мы и Бога не любим. Любовь к Богу приобретается через любовь к ближнему. Прп.Серафим Саровский говорил: «Прогневляя ближних, мы прогневляем Самого Бога». Апостол Иоанн Богослов писал: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1Ин.4,20). Наша жизнь, наше отношение к ближним свидетельствует о нашей вере. А.П. Чехов говорил: «Человек есть то, во что он верит».

— Кажется, всё просто. Есть ли опасности на этом пути?
К сожалению, мы забываем эти простые истины, погружаемся в суету современной жизни, у нас изменяется иерархия ценностей: второстепенное выходит на первый план, а главнейшее теряется из вида. Постепенно мы становимся христианами не по духу, а по букве (по названию), а значит мы в прелести. Быть в прелести значит, принимать ложь за истину, заблуждение за правду. Наша духовная жизнь и деятельность постепенно, незаметно для нас подменяется внешней, как у фарисеев, и мы удаляемся от Бога, хотя считаем себя членами Церкви. В наше время враг рода человеческого изменил тактику и от сильных средств, таких, как копья, мечи, тюрьмы, ссылки, расстрелы перешёл к прикровенным, но не менее смертоносным.
В вашем случае священник с одной стороны прав: конечно, есть в городе и другие церкви. Но верующие, много лет посещающие один и тот же приход, привыкают к укладу определённого храма, духовенству, людям, традициям, порядкам и сменить его означает то же, что уйти из семьи. Кроме того, форма обращения с ближним никак не увязывается не то, что с саном, но даже именем христианина. Апостол Павел писал: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте (Рим.12,10)», «Любовью служите друг другу» (Гал.5,13). Где в ответе священника любовь? Где почтительность и нежность? Священник расстроил человека до слёз, нанёс обиду, рану его душе.

— Есть ли опасность в этих, казалось бы, небольших грехах?
— Апостол Павел предупреждает: «Если друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5,15). Вот какие страшные опасности таит в себе такой, на первый взгляд, незначительный грех, как грубость. Свт.Феофан Затворник считал, что грехи против души страшнее, чем против тела. «Не столько делает вреда кто снедает плоть, — писал он, — сколько тот, кто угрызает его душу. Ибо, чем дороже душа тела, тем тягостнее и зло ей причиняемое». Главная опасность в том, что рана наносится душе и последствия могут быть страшными – физическое истребление.
Авва Исаия предупреждал: «Пренебрегающий мелочами мало-помалу нисходит в гибельное падение». Под мелочами понимаются греховные мысли, слова и т.д. Малый грех, часто повторяемый, приводит к большому, например, воровство. Это неумолимый закон. Победа над малыми грехами даёт человеку большие внутренние силы, он приобретает власть над своими желаниями и становится сильным духовным воином, способным к большим достижениям.
Эту очевидную истину мы, к сожалению, далеко не всегда помним и не следуем ей в своих отношениях с ближними.

— Вы правы, на «мелочи» мы мало обращаем внимания.
— К сожалению, в нашей современной жизни нередко можно встретить грубость, лицемерие, ложь, очковтирательство, голый расчёт, стремление к наживе, комфорту, ненависть, бездушие и даже открытый цинизм. Всё это очень тревожные признаки. Если ситуация не изменится к лучшему она грозит обернуться серьёзными бедами для народа, оставившего добрые старые устои жизни. Самое страшное, на мой взгляд, это то, что эти аномалии становятся нормой в мире. Перестают нас возмущать. Мы их молча терпим. Они находят своих последователей и, даже апологетов, защитников и пропагандистов, порой, даже в лоне Церкви. Первый шаг на этом гибельном пути – замена старых добрых правил и традиций, которые имели своим источником и корнем Священное Писание и творения святых Отцов, на новые, без каких-либо авторитетных богословских аргументов и оснований, а подчас даже вопреки им. Не так поступали святые. Прп.Серафим Саровский слово своё, как и всю свою жизнь, и все свои действия всегда основывал на Слове Божием, на святоотеческих творениях и на поучительных примерах из жития святых, благоугодивших Богу.

— Что Вы здесь имеете ввиду в первую очередь?
— Было время, когда Европа называлась «Христианским миром», т.е. основным законом жизни народов было Евангелие. А что мы видим сегодня? Сейчас на западе под флагом свободы и прав человека идёт открытая пропаганда греха и порока, гордости и самодовольства, жестокости и цинизма. Это развращает народ и ведёт к тяжёлым последствиям: разрушению современной цивилизации и катастрофе. Иером.Серафим (Роуз) писал: «Уже позже, чем мы думаем. Апокалипсис уже наступил. «Рай для дураков», в котором мы живём должен вот-вот рухнуть. Пока есть время начнём внимать зову Христа».
Нарушение заповедей и Евангельского учения приводит к тяжёлым последствиям в нашей земной жизни. Об этом в одном из писем свт.Игнатий Брянчанинов рассуждал так: «Начало бедствий заключается в непозволительном и гордом презрении велений Святого Духа, в замене их своими уставами. Вот где и причина всеобщего расстройства, причина падения христианства, падения нравственного, всегда предшествующего расстройству гражданскому, предвещающего это расстройство». Страшен волк, кабан, медведь, но их видно и можно что-то предпринять для своего спасения. Гораздо опаснее ядовитая змея, спрятавшаяся в траве или листьях. Её не видно, а укус – смертелен. Так и прикровенные средства – они малозаметны, а замеченные бывают пренебрегаемы по наружной ничтожности и мнимой безгрешности. «Слабые средства, — по мнению свт. Игнатия (Брянчанинова), — не касаясь наружности монашества, уничтожают его сущность». Они уничтожают передовой отряд христианства – монашество, а затем и само христианство. В непонимании этого и в других вещах и заключается наше состояние прелести, которое, к сожалению, присуще всем людям.

— Как с ним бороться?
Во-первых, знание об этом предохраняет нас от состояния сугубой прелести. «Величайшая прелесть, — по слову свт. Игнатия, — признавать себя свободным от прелести». Осознание этой истины приводит нас к смирению — единственной добродетели, которая охраняет от прелестного состояния и является фундаментом нашего спасения. Всё остальное не может спасти нас от заблуждения: ни сан, ни должность, ни суровые подвиги, если при этом не будет смирения.
Однажды прп. Макарий Великий шёл в свою келью. На пути его встретил диавол с мечом. Он хотел ударить преподобного, но не мог. И говорит ему: «Всё, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним ты только побеждаешь меня – смирением». Дьявол может многое дать своим рабам, почти всё, но смирения он дать не может. Это единственное, что отличает рабов Божиих от ложных христиан.
Один из самых авторитетных святых в Православной Церкви, которому посвящена одна из недель Великого поста, прп. Иоанн Лествичник писал: «Где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны», то есть напрасны, бесполезны. Подумать только, многочисленные поклоны, длительные молитвенные бдения, суровый пост, труды во славу Божию, помощь нуждающимся – все эти великие труды, суровые подвиги, в очах Божиих не будут иметь никакой цены, если у нас не будет смирения! О том, что именно эта добродетель является фундаментом спасения, писали многие святые Отцы.
По слову прп. Антония: «Смирение привлечёт отпущение всех грехов твоих». «От смирения, — писал прп. Симеон Новый Богослов, — исчезают все страсти». Этот список цитат можно продолжать бесконечно. Важно помнить, что страсти наши побеждаются не подвигами, а смирением.

— По какому признаку можно узнать, имеет ли человек смирение или нет?
Мне вспомнился такой замечательный случай, описанный в житиях святых. Прп. Симеон Столпник первым из подвижников принял на себя неизвестный до него подвиг столпничества. Он взошёл на столп и стоял на нём, летом терпя дождь, а зимой стужу. О такой жизни преподобного стало известно святым Отцам, которые удивились его подвигу. Желая узнать, насколько его невиданный подвиг угоден Богу, они послали к нему сказать: «Отчего ты не идёшь путём отцов наших, но изобрёл – новый. Сойди со столпа и последуй житию древних подвижников». При этом научили посланных, если прп. Симеон не послушает – силою заставить его сойти со столпа; если же послушает и пожелает сойти, то оставить его стоять, ясно будет, что новый образ его жития – от Бога. Когда посланные возвестили Симеону решение святых старцев, он тотчас ступил ногой на лестницу, желая сойти со столпа. Видя это, они сказали: «Не сходи, отче святый, но пребывай на столпе. Теперь мы знаем, что начатое тобой дело от Бога».

— Почему так решили старцы?
Потому что послушание теснейшим образом связано со смирением. Свт. Игнатий Брянчанинов писал: «Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума: там обширная область — тёмное царство лжи и производимого ею самообольщения». Там где есть послушание Церкви, там истинное смирение, твёрдое покаяние, оскудение страстей, истощение прелести, отпущение грехов, истинное боговедение, значит там — Бог, там – спасение. Недаром Спаситель сказал Своим ученикам: «Научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен есмь сердцем» (Мф.11,29). Он не призывал научиться от Него ни посту, ни молитве, ни бдению, ни богословию. Нет! Это все средства для приобретения главного – смирения. Будет смирение – будет всё. Не будет смирения – всё, что мы имеем в очах Божиих, не будет иметь никакой цены. Всё это будет пустое и тщетное.

— Владыка, Вы знаете, иногда просто стыдно делается за некоторых священнослужителей…
А за себя нам не стыдно? Ох, как часто мы смотрим не туда, куда надо. Мы замечаем грехи других людей, а свои чаще всего не видим. Других судим строго, а если за собой что и заметим, сразу пытаемся оправдать свою немощь. А надо поступать наоборот. Спаситель учит: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7,5). Неужели вы думаете, что случившаяся на приходе беда произошла без попущения Божия? Неужели нарушение прихода, как семьи произошло без какой-либо причины? Может быть, это просто логичный итог неправильной духовной жизни, которую вела община? Может, что-то недосмотрели, расслабились? Может быть для того, чтобы вы увидели свои немощи и покаялись, а может быть проверить, насколько вы христиане, как тверды в своей вере? Или чтобы показать вашу слабость.

-Вы хотите сказать, что мы виноваты?
— Я ни в коем случае не утверждаю вашей вины, просто пытаюсь найти ответы, чем вызвано ваше несчастье, ведь счастливыми вас назвать трудно. Если произошло что-то неприятное, то Бог попускает этому случиться либо за что-то, либо для чего-то. Либо за грехи, либо для смирения. И помните, пожалуйста, о добродетели покаяния и смирения, от которых рождается всякое добро.
Русская пословица говорит: «По стаду пастух, по ватаге атаман». Значит, народу подаются те правители, которых он заслужил жизнью. Если народ порабощён такими грехами, как самомнение, гордость, ропот, осуждение, зависть, сребролюбие, неповиновение, чревоугодие и т.п., то этим он навлекает на себя гнев Божий и суровых правителей, которые только есть исполнителями Его воли. И наоборот, если народ благочестив, Господь посылает ему добрых начальников. Слабости мы часто не замечаем за собой. Грехи растут, крепнут и распространяются, как сорняк, так как с ними не борются. И Господь для пресечения зла посылает нам таких правителей, которые раздражают наши греховные немощи. Так они становятся более заметными для нас. В окружающих как в зеркале мы видим те слабости, которые присущи нам самим. Если видим грубость, значит, и мы не без неё. Если видим чревоугодие, значит и мы порабощены этому греху. Если замечаем стремление к комфорту, и мы не лишены этой немощи.
Те недостатки, какие мы наблюдаем в духовенстве, есть и в нас. Апостол Павел писал: «Для чистых всё чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого» (Тит.1,15). Страдающему головокружением, кажется, что земля качается, а на самом деле – качается он сам.
Только увидев болезни в себе, мы можем попытаться начать лечение. Если мы не чувствуем себя больными, мы не будем обращаться к врачу за исцелением. Но заметив в себе немощи, не надо смотреть на них отстраненным, равнодушным взором, необходимо осознать, что мы больны. Это трудно, но необходимо, так как это первый шаг на пути к выздоровлению. Второй шаг принять решение и начать бороться с грехом, призывая на помощь Бога. Помним, как прекрасно этот путь описал Спаситель в притче о блудном сыне.

-Не значит ли это, что нам не надо помогать бороться с немощами окружающих нас людей?
— Не надо путать личные обиды прихожанина Х с угрозой уничтожения православной общины. В первом случае, есть повод для прихожанина Х потерпеть, подумать, помолиться, во втором – повод бить тревогу.
Может быть, это покажется вам неожиданным, но даже в вашей беде, на мой взгляд, есть положительный момент, который может вас утешить и ободрить.

— Ну, Владыка, какая может быть радость, когда одна боль?!
— Точно: боль. Вам тяжело, больно ведь, правда?

— Да вся община кричит и стонет, и боль эта вовсе не показная.
Понимаете, если у вас что-то болит, то вы еще живы, а если не болит, это значит, что вы мертвы. Когда врач лечит, почти всегда процесс лечения бывает болезненный, но он ведёт к выздоровлению. У мёртвых ничего не болит. Мертвецов не лечат. Их украшают, чтобы во гробе они выглядели приятно. А выздоровление больных часто сопряжено с болью. Вы страдаете, вы молитесь и каетесь, следовательно, вы живы, вы на пути к духовному преображению. Значит, община ваша не умерла. Простите, но это не может не внушать ободрение и надежду, даже в таких печальных условиях, как ваши.

— Но больно, Владыка, честное слово, больно до слез и обидно.
Я вас понимаю. Очень важен образ жизни священнослужителей. От них, во многом, зависит жизнь нашей Церкви. Во время советских преследований, разных антицерковных кампаний, мне как-то сказал один атеист: «Знаете, я пришел к выводу, что один священник-пьяница отведет от вашей Церкви в десятки раз больше народу, чем сотня атеистов-пропагандистов». На что я ему сказал, что один настоящий христианин – будь то мирянин, священник, епископ – сможет, по слову преподобного Серафима Саровского, вернуть их ко Христу и привести к Нему еще больше. Тот не нашелся, что ответить. Святитель Иоанн Златоуст грозно предупреждает: «Как добрые дела священников приносят пользу, побуждая многих к соревнованию, так и проступки их делают более нерадивыми о делах добродетели и располагают к уклонению от похвальных трудов», и его слова относятся, конечно, не только к священникам, но и ко всем нам, христианам – в сане или без.

— Ну, а нам, как облегчить боль?
Если позволите, предложу вам воспользоваться советом апостола Павла: «Блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал.6,2). Смотрите, пожалуйста, за собой, старайтесь быть настоящими христианами. Молитесь за обижающих вас, пожалуйста. Молиться за обижающих вовсе не означает поддерживать их поведение, одобрять его, угодничать — это было бы неразумно, да и нечестно по отношению к Церкви.
Я понимаю, это – подвиг, но Спаситель сказал: «Царство Небесное силою берется» (Мф.11,12). Употребите усилие победить гнев, раздражение на священника и обратить взор на себя, на свои немощи и постараться не осуждать духовенство, а укорять себя и благодарить Бога краткой и часто произносимой молитвой «слава Богу». Вначале повторяя, даже, если этому не сочувствует сердце, но потом сердце умягчится, скорбь облегчится, и душа успокоится и умиротворится.
Произносите эти сильные слова, когда нас окружают помыслы малодушия, ропота, осуждения. Надо принудить себя к неторопливому, внимательному повторению слов «слава Богу». Испытайте этот совет самим делом и увидите чудо. «Эти слова прогонят скорбь, призовут в сердце утешение, совершат то, чего не могли совершить разум разумных и премудрость премудрых земли» (свт.Игнатий Брянчанинов).
Выполнив этот совет, умиротворитесь и вернитесь на спасительный путь. Такой способ духовной борьбы поможет и вам, и окружающим обрести мир и покой. «Стяжи дух мирен, -учил прп.Серафим Саровский, — и вокруг тебя спасутся тысячи».

1. Фарисеи – иудейская партия, считавшая единственной нормой, истиной веры, внешнюю сторону Закона Моисея. С особым вниманием изучавшая «ограду вокруг Закона», то есть мелочные толкования внешних предписаний и тщательнейшим образом исполнявшая даже мелочные обряды с убеждением их исключительной спасительности, оставляя без должного внимания духовную сторону Закона. Пользовалась огромным авторитетом и исключительным влиянием на народ. Были духовными вождями Израиля.
2. Книжники — класс лиц, посвятивших жизнь изучению и истолкованию Закона Божия и книг Пророческих, многие из которых являлись членами высшей коллегии по управлению иудейского народа – Синедриона. Имели огромное влияние на народ.
3. Первосвященники – начальники над ветхозаветными священниками. К ним предъявлялись особые требования. По важности и значению они были самыми высокими на земле, так как стояли ближе всех к Богу и молились за весь Израиль.

Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан