«Чаю воскресение мертвых»

Гюстав ДореВера в Господа Иисуса Христа, «воскресшаго в третий день по Писанием», является основой догмата о воскрешении мертвых. И Первое Послание святого апостола Павла к Коринфянам, раскрывающее этот догмат веры (1 Кор. XV: 1–58), многократно и подробно истолковывалось отцами и учителями Церкви. Так, святитель Иоанн Златоуст богословствовал на темы, предложенные апостолом Павлом: какой силой воскреснут умершие? в каком теле они воскреснут? как совершится само воскрешение мертвых? Именно этими вопросами язычники пытались озадачить христиан, полагая, что на них нельзя ответить.

Какой силой воскреснут мертвые
На этот вопрос святой Иоанн Златоуст, вслед за апостолом Павлом, отвечает сравнением будущего воскрешения с рождением колоса из семени. Как истлевшее зерно возрождается в колоске, так из праха и тлена в свое время родится новый человек, – родится силой Божией.
«Так скажешь, но здесь действует природа. Какая, скажи мне природа? И здесь все совершает Бог, а не природа, не земля и не дождь. Потому-то апостол, не упоминая ни о земле, ни о дожде, ни о воздухе, ни о солнце, ни о руках земледельца, говорит: “Бог же дает ему тело, якоже восхощет” (1 Кор. XV: 38). Не исследывай же и не допытывайся, как и каким образом, когда слышишь, что это – дело силы и воли Божией» .

Какими воскреснут умершие
При воскрешении мертвых каждый человек признает то тело, в каком воскреснет, своим собственным телом, но в лучшем и славнейшем виде . Какими же свойствами будут обладать тела будущего века? Прежде чем решить этот вопрос, апостол Павел говорит о том, сколь ярки, светлы тела небесные по сравнению с телами земными (1 Кор. XV: 40–41).
«Как в земных телах есть различие, так и в небесных, и различие немалое, но простирающееся даже до последних звезд; есть различие не только между солнцем и луною, между луною и звездами, но и между самими звездами; хотя все они на небе, но одни имеют более, другие менее славы. Чему же мы научаемся отсюда? Тому, что, хотя все праведники будут в Царстве Небесном, но не все получат одинаковое блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но не все будут одинаково мучиться» .
Далее и апостол Павел, и святитель Иоанн Златоуст говорят о различиях тел нынешних и будущих. Нынешние тела тленные (обречены на гниение), уничиженные (ибо что может быть безобразнее смерти), душевные (1 Кор. XV: 44).
«Что говоришь ты? А это тело разве не духовно? Оно духовно, но то будет гораздо больше. Теперь великая благодать Святого Духа часто отлетает, когда кто впадает в тяжкие грехи, и тогда, как Дух пребывает в душе, отлетает жизнь плоти, – а без первого и последняя ничтожна, – но тогда не так, а напротив, Дух будет непрестанно пребывать в плоти праведников и станет господствовать в ней, хотя и душа будет присутствовать» .Итак, воскресшие из мертвых праведники будут жить Духом Святым (сравни с Посланием апостола Павла к Галатам V: 25).

«Чаю воскресения мертвых»
Потом святитель комментирует слова апостола о том, как совершится будущее воскрешение мертвых.
«О страшном и неизреченном, о том, что не все знают, намеревается говорить апостол, и оказывает им <коринфским христианам> великую честь, беседуя с ними о предметах неизреченных. Что же это такое? “Вси бо не успнем, вси же изменимся” (1 Кор. XV: 51). Смысл слов его следующий: не все мы умрем, но все изменимся, даже и те, которые не умрут, несмотря на то, что и они смертны» . Когда прозвучит трубный глас, в то же мгновение ока мертвые воскреснут, а живые преобразятся!
***
Святитель Иоанн Златоуст в своих беседах намеренно не оставил нам замечаний относительно пола, возраста и прочих свойств будущих тел. Зато учитель Церкви объяснил, вслед за апостолом Павлом, что физическая смерть не означает прекращение человеческой жизни: «Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?» (1 Кор. XV: 55).

Протоиерей Александр Попов