Эхо канонизации Серафима Саровского в Царском Селе

05-002Опасная болезнь императора Николая II в 1900 году и принятый Павлом I закон о престолонаследии со всей остротой поставили сначала перед императрицей, а затем, после выздоровления, и перед императором, вопрос о наследнике престола. В императорской семье рождались только девочки: в 1901 году императрица родила четвертую дочь Анастасию. Страстное желание иметь наследника заставляло Александру Федоровну обращаться за помощью к пророчицам, блаженным, юродивым. Обеспокоенный принимающим опасный поворот положением дел отец Иоанн Кронштадский поведал императорской чете об истинном Святом и чудотворце – Серафиме Саровском. Императрица поверила в него сразу, безоглядно, навсегда: кроткий старец вымолит у Бога желанное, страна получит наследника. В 1903 году Синод принял решение о канонизации давно почитавшегося в народе святым старца. В превратившемся в подлинно народное торжестве (по одним сведениям в Саров прибыло до 150 тысяч паломников, по другим – 300 тысяч) приняла участие императорская семья.
15 июля 1903 года из Петергофа в Арзамас отправился императорский поезд, в котором находился император, обе императрицы (вдова покойного Государя Императора Александра III и супруга Государя Императора Николая II), Великие князья Сергей Александрович, Николай Николаевич, Петр Николаевич и другие члены императорской фамилии. Оттуда, уже в открытых экипажах царственные паломники двинулись в Саров. 18 июля после посещения скита, где проводил свои дни Преподобный Серафим и праздничного богослужения в Успенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, шествие проследовало в Зосимо-Савватиевскую церковь. Государь, Великие князья и архиереи подняли гроб с мощами Преподобного и понесли в собор, где и состоялось прославление. Императрица совершила омовение в святом источнике, воды которого излечивали от недуга и помогали исполнению желаний.

Икона прп.Серафима Саровского 1912 г. Пещерный храм

Икона прп.Серафима Саровского
из иконостаса Пещерного храма 1912 г.

Святой Серафим услышал мольбу имепраторской четы о сыне, о продолжении рода, о даровании наследника. Через год после прославления Преподобного 30 июля 1904 года на свет появился наследник цесаревич Алексей Николаевич. Серафим Саровский стал покровителем августейшей семьи и одним из самых почитаемых ею святых.
Участие императорской семьи в канонизации Серафима Саровского – не случайный эпизод в жизни монарха. Николай II был истинным христианином на троне. Он одобрил в 1906 году подготовку первого после долгого перерыва Собора Русской Православной Церкви, выражал желание стать патриархом, часто вместе с семьей совершал паломничества по святым местам, щедро жертвовал на храмы и монастыри (в частности в Серафимо-Дивеевский.) В годы его царствования было прославлено больше русских святых, чем за два предшествующих столетия. Открылось множество новых монастырей, монашеских общин, соборов и церквей.
Глубокая религиозность императора во многом определила и концепцию его царствования. На ней основывалась утопическая мечта Николая II о народной монархии. Именно этим понятием можно охарактеризовать его государственное кредо, в общем следовавшее заветам всех российских государей, начиная от Николая I, известное под именем официальной народности. Смысл ее заключался в единстве трех основополагающих понятий – православия, самодержавия и народности. Для Николая II самодержавие представлялось священным догматом, идеей не политической, а религиозной. Его заветной мечтой было единение царя и народа. Участие в Саровских торжествах, поездки по святым местам были одним из средств реализации этой утопии.
О вожделенном единении царя и народа Николай II говорил 6 июня 1905 года на Ферме в Петергофе, где под давлением событий первой русской революции 1905-1907 годов он согласился на встречу с представителями оппозиции. В словах Николая II, сказанных на этой встрече, выражена суть его представления об идеальном устройстве России. «Моя Воля – воля Царская — созвать выборных от народа — непреклонна. Пусть установится, как было встарь, единение между Царем и всею Русью, общение между мною и земскими людьми, которое ляжет в основу порядка, отвечающего самобытным русским началам»1.
Император видел основу единения народа и власти в следовании заветам православия и народного быта. Прекрасно знавший отечественную историю и дела предков Николай особенно почитал и любил второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича и своего отца императора Александра III. Алексей Михайлович был для Николая II символом и воплощением желанного единства народа и его царя. В честь царя Алексея Михайловича наследника нарекли Алексеем.
Однако рождение долгожданного наследника, исполнение желания обернулось глубочайшей трагедией семьи и во многом способствовало крушению самодержавия в России. Мальчик был болен гемофилией. Императрица оказалась носительницей страшной болезни, передававшейся через женщин детям по мужской линии. Наследник был обречен. Чем очевиднее и страшнее проявлялись симптомы болезни, тем жарче и истовей возносились молитвы о даровании здоровья цесаревичу. В ставшем официальной императорской резиденцией Царском Селе началось создание храмов во имя новопрославленного святого. Строительство их положило начало преобразованию Царского Села, самому решительному со времени царствования Екатерины II. Средствами широко развернувшейся там архитектурно-градостроительной деятельности утверждалась материализованная в организации пространства, типах зданий, в их облике и стиле программа царствования последнего российского императора. При непосредственном участии августейшей семьи в начале XX столетия в Царском Селе создавался ансамбль, символизировавший все дорогое сердцу императора, воплощавший основы его политического кредо. В этом ансамбле прославлению Преподобного Серафима отводилось важное место. С сооружения церкви во имя Святого началось формирование нового ансамбля.
Работы в Царском Селе являются аналогом и антиподом работ, осуществлявшихся ранее в этой императорской резиденции. Особенно очевидна разница в программах и архитектурном стиле создававшихся там сооружений, возведенных по заказу Екатерины II. Одной из важнейших тем создававшихся в ее царствование и в царствование Николая II ансамблей была идея преемственности власти. В этом и усматривается прямая связь широкомасштабных работ, развернувшихся в Царском Селе в конце XVIII и в начале XX столетия. Во всем остальном они антиподы: в художественной ориентации, в типах архитектурного творчества, служащих выражением идеи государь и его наследник.
Важнейшая для Николая II тема Государь и народ во времена Екатерины II вообще не входила в круг подлежащих архитектурно-художественному осмыслению идей.
Однако именно она предопределила своеобразие начавшего формироваться в 1900-е годы в Царском Селе ансамбля. Качественные различия, прежде всего, получили выражение в стиле зданий. При Николае II все начинания, так или иначе соприкасавшиеся с идеей обновления императорской резиденции, впервые за два века истории этой резиденции, включая и время ее основания, осуществлялись в русском стиле, опираясь на наследие древнерусского зодчества. Впервые стилевые предпочтения, имеющие знаковый характер, распространяются в этой императорской резиденции не только на церкви, но и на весь развитый ансамбль гражданских сооружений. Этому благоприятствовало и укоренившееся в начале XX века отношение к невским землям как исконно русским. «И Петербург, и его ближайшие окрестные города были созданы Петром не в чужой, завоеванной стране, а на возвращенной его мечем, исконной русской земле»2, — писал автор книги, изданной в честь 200-летия Царского Села. Обращение к древнерусскому архитектурному наследию рассматривалось как символ народности устремлений государственной власти. Обновление архитектурного наследия древнего Новгорода и Пскова выступало символом укорененности Петербурга и примыкающих к нему территорий в русскую историю. Впервые со времени царствования Петра I толчок к обновлению расположенной в окрестностях Петербурга императорской резиденции дает строительство храма. Храм, сооруженный в духе допетровского зодчества, с 1830-х годов рассматривался как выражение идеи и идеала народности. Храм, сооруженный в императорской резиденции, выступал символом единения царя и народа.
В 1908 году началось строительство церкви, посвященной покровителю императорской семьи, почитавшемуся в народе, святым задолго до официальной канонизации – Серафиму Саровскому.
Парадоксальность единения царя и народа заключалась в функции новой церкви. Она стала не только домовой церковью августейшей семьи. Церковь возводилась для чинов царской охраны – для расквартированного в Царском Селе Конвоя и Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка. Зимой 1908 года государь лично указал место будущего каменного храма: на поляне, примыкавшей к Александровскому парку близ Александровского дворца, ставшего основным местом пребывания царской семьи после рождения цесаревича.
Александровский дворец был построен Екатериной II для внука, будущего императора Александра I, которому она мечтала передать трон, минуя сына.
Одновременно с началом работ по строительству капитального церковного здания на пожертвованные императрицей средства в здании учебной команды полка был создан временный походный храм, законченный к февралю 1909 года. Знаменательно посвящение нового храма. Сооруженная во имя Преподобного Серафима .Саровского церковь превратилась в одну из первых, посвященных чрезвычайно популярному в России начала XX в. святому. Строительство Серафимовских храмов получило распространение во всей стране..
Душой и вдохновителем всех строительных работ, развернувшихся в Царском Селе в непосредственной близости от Александровского дворца, был капитан Д.Н. Ломан, сотрудничавший со знатоком и любителем русской церковной старины князем А.А. Ширинским-Шихматовым, который руководил подбором подлинных икон и предметов старины для новой церкви.
Создать обстановку церковного благолепия в духе особо почитавшегося императором XVII века поручили прославившемуся проектированием церквей архитектору В.А. Покровскому. По его проекту стены временного храма были обтянуты парусиной красноватого цвета с набитыми на ней орлами времени царя Алексея Михайловича. Таково еще одно архитектурно-художественное выражение единства трех начал официальной идеологии с ее основными постулатами самодержавия, православия, народности и отсылкой в прошлое, символизирующее желанное будущее.
Среди большого числа церковных святынь в походную Серафимовскую церковь Царского Села поступило евангелие, пожертвованное в 1681 году царем Алексеем Михайловичем в Архангельский собор Московского Кремля. Таково еще одно свидетельство желания императора окружить себя предметами почитавшегося им идеалом монарха царя Алексея Михайловича.
К молитве во вновь устроенный храм созывали колокола спроектированной Покровским деревянной колокольни. Ее необычный, казавшийся сказочным облик, воспроизводил наиболее древний и простой тип каркасных колоколен распространенный в народном зодчестве русского Севера.
Одновременно со строительством временной церкви во имя Серафима Саровского в Царском Селе началось возведение монументальной постоянной церкви. Строительство ее велось на земле пожертвованной «лично ЕГО ВЕЛИЧЕСТВОМ». Строилась она также в основном на деньги императорской семьи 3. Изменение посвящения новой церкви отразило связь нового строительного начинания с официальной государственной идеологией и стало выражением его программности. Главный престол нового храма посвящался иконе Федоровской Божьей Матери, покровительнице царствующего Дома Романовых. Такого рода иконой благословили на царство первого из рода Романовых Михаила Федоровича.
Строительство новой церкви стало предметом особой заботы Николая II. За ним тщательно следил царь. Каменную церковь также возвели по проекту Покровского, отказавшись от первоначально утвержденного проекта А.Н. Померанцева, как устарелого, не передающего характер древнерусского зодчества. Решающую роль в отказе от прежнего проекта и выборе нового сыграли инициатива ктитора собора Ломана, влияние великой княгини Елизаветы Федоровны, рекомендации и пример сооружаемой по ее заказу церкви Марфо-Мариинской обители в Москве по проекту А.В. Щусева с росписями художника М.В. Нестерова.
Получившая статус соборной церковь иконы Федоровской Божьей Матери сооружалась в духе новейшей разновидности национального стиля – новорусском. В качестве ее образца Покровский принял Благовещенский собор в Московском кремле. Этим осуществленный проект также отличался от первоначального. Померанцев использовал в качестве прототипа кремлевский Успенский собор. Аргументируя обоснованность обращения к иному прототипу, Покровский писал в пояснительной записке: «Памятник этот, в средней, наиболее древней части своей построенный в конце XV века в 1584-1589 годы в царствование Иоанна III, впоследствии делается любимою дворцовою церковью первых царей Дома Романовых, в особенности царя Алексея Михайловича, который, любя церковный обиход, довел его до полного расцвета. При нем храм этот получает первенствующее значение, он является дворцовой церковью, молельней Государя и его семьи, местом, где они раздавали милостыню, и в свое время служил образцом для Москвы, а вместе с нею и для всей тогдашней России»4. Именно о таком храме, совмещавшем функцию домовой церкви и одновременно выражавшем общегосударственный идеал народной монархии, мечтал Николай II.
Общегосударственный смысл Федоровского собора, символизировали имевшие знаковый характер особенности его архитектуры, в которых соединились черты трех главных соборов Московского кремля – Успенского – места коронования российских государей, Архангельского, бывшего в допетровское время усыпальницей московских царей, и Благовещенского.
Столь же содержательно значимым было обращение к прототипам, принятым за основу отделки интерьеров Федоровского собора. Образцом высокого пятиярусного иконостаса нового собора послужил иконостас Успенского собора5. Паникадила создавались по образцу паникадил Архангельского собора6, кресты – повторяли кресты Благовещенского собора7. Все это символически превращало Федоровский собор в равнозначный главным московским соборам, уподобляя новый собор значению его прототипов в истории России и роли в комплексе церковных зданий страны.
Второй не менее важный способ выражения идеи николаевского царствования представлен посвящением престолов. Престолы верхнего храма были освящены во имя Федоровской иконы Божьей Матери и святого Алексея митрополита Московского – небесного покровителя наследника цесаревича, нижний или пещерный храм — во имя Серафима Саровского; туда перенесли обстановку одноименной временной походной церкви. Наконец, третья особенность Федоровского собора, свойственная всем соборам общегосударственного значения, состояла во включении в состав иконостаса икон, соименных небесным покровителям императорской семьи. Все это сделало заложенный 20 августа 1909 и освященный 20 августа 1912 года собор главным династическим собором последних Романовых. Федоровский собор Царского Села стал также первым памятником близящегося юбилея 300-летия династии.
Приспособление подвалов Федоровского собора под пещерную церковь Серафима Саровского велось под руководством помощника Покровского молодого архитектора В.Н. Максимова. Фактически внизу сформировался самостоятельный храмовый комплекс. Он состоял из Серафимовской церкви, царской комнаты и моленной государыни. Все эти помещения пронизывают две темы, неразрывно связанные друг с другом: память о преподобном Серафиме и память о царе Алексее Михайловиче, в совокупности олицетворявшие кредо царствования императора Николая II. Отсутствие окон, низкие своды с пересекающимися арками, многочисленные углубления в стенах, удобные для размещения икон — все благоприятствовало созданию в пещерном храме молитвенной сосредоточенной обстановки.
Вместе с тем каждое из помещений пещерной церкви имело свои особенности. Архитектура церкви во имя преподобного Серафима ориентировалась на первоначальный храм во имя того же святого, но повторяла его в иной, более темной колористической гамме. Стены пещерного храма обтягивала темная ряднина, панели украшала синяя набойка с темно-красными цветами древнерусского рисунка, своды – орнаментальный узор в духе орнаментов церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле, на которую, как на наиболее желательный образец для подражания, неизменно указывал император в ходе строительства Федоровского собора в Царском Селе и Федоровского городка там же. Стены алтаря пещерной церкви обтягивала светло-золотистая парча, и когда боковые и царские двери открывались, алтарь, казалось, сиял божественным светом.
В пещерной церкви все свидетельствовало о незримом присутствии Преподобного Серафима. Здесь находился ковчег с частицами его мощей. На престоле стояла Дарохранительница, воспроизводившая сень над ракою с мощами Святого в Саровской обители, пожертвованную августейшей семье его насельницами. Здесь же находился лик Преподобного – дар и работа иконописца Гурьянова, икона Божьей Матери Умиление – копия чудотворной иконы, находившейся в келье святого Серафима8.
Царская комната располагалась в южной части пещерного храма. В ее облике сочетались особенности отделки Серафимовской церкви (стены обитые набойкой темно-синего цвета с темно-красными и алыми цветами, потолок, расписанный по образцам орнаментов церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, тябла с иконами на границе стен и сводов с восточной и западной стороны) с воссозданной здесь обстановкой царских палат середины XVII века. Т.е. и в данном случае воссоздавалась обстановка, окружавшая особо почитавшегося Николаем II царя. Вдоль стен тянулись резные скамьи, покрытые полавочниками. Тут же стояли столы, покрытые древними скатертями и старинными парчовыми платами, резные кресла, обитые парчой с золотыми цветами. Все это, дополнявшееся лампадами и паникадилами, старинными медными блюдами, создавало, по словам автора книги о Федоровском соборе, «полное подобие древней русской палаты времен первых царей из Дома Романовых и переносит нас в древнерусскую благочестивую старину»9.
Из царской комнаты одна из дверей вела в особый царский выход, вторая – в небольшой коридор, который, изгибаясь, соединялся с дьяконником и алтарем. В центре изгиба находилась моленная Александры Федоровны. Фактически моленная императрицы превратилась во второй, расположенный рядом с основным, храм во имя преподобного Серафима. В нише северной стены находился образ Святого во время молитвы на камне и икона Знамения Божией Матери Понетаевской, перед которой он почил. Здесь же помещались частицы дерева от кельи Преподобного, сосуд с водою из его колодца, изображение святого Серафима, кормящего медведя, сделанное на доске от его кельи, и другие иконы из жизни Саровского старца10.
Имея в виду, что Федоровский собор как «устрояемая для чинов Охраны Его Императорского Величества и Августейшей Семьи, есть церковь дорогая для всей России. Она будет питать религиозно-благодатными впечатлениями душу Царственного Отрока, Наследника Цесаревича, Надежды России.
Она приблизительно совпадает по времени устроения с 300-летием Дома Романовых.
Она будет укреплять и назидать души защитников и хранителей царя и Его Дома, общего нашего сокровища», протоиерей Иоанн Восторгов, настоятель будущего храма, составил перечень желательных с его точки зрения престолов и обязательных, по его мнению, икон, согласующихся с государственным значением собора. В числе престолов он называет святого Михаила, ангела царя Михаила Федоровича, святого Николая, святого Алексея и преподобного Серафима. В иконостасе должны быть в местных иконах «Казанская икона Богоматери, фамильная святыня Дома Романовых, и Федоровская икона Богоматери Костромского Ипатьевского монастыря, пред которою молился юный Михаил Романов, и которою некогда подвигли на умоление отрока принять царство.
Изображение этого события должно быть написано на видном месте. Святые воины – тоже.
Мощи (частицы) святителя Алексия, преподобного Серафима, святителя Феодосия, преподобного Сергия нужно поставить в киотах и ввести чин ежедневных акафистов и молебствий». Кроме того, протоирей Иоанн считал необходимым «достойно почтить патриарха-патриота Гермогена и поставить часть его мощей, и в урочные времена служить о нем панихиду, умоляя Господа прославить сего дивного мужа…
В сих святых впечатлениях возрастет душа юного Цесаревича и напитается силами духа и благодатью свыше на царственные подвиги»11.
Теми же идеями государственного и династического значения Федоровского собора руководствовались создатели майоликовых икон над многочисленными входами в него. Над главным западным входом размещалось изображение Божьей Матери Федоровской, в окружении ангелов и ликов святых, над царским входом, который вел в пещерную Серафимовскую церковь, был изображен преподобный Серафим Саровский, над офицерским входом – Георгий Победоносец12.
Одновременно со строительством постоянного Федоровского собора в Царском Селе развернулось обновление прилегающей к дворцам территории. Началось сооружение комплекса гражданских зданий в древнем русском стиле. В итоге за десятилетие 1908-1917 годов в императорской резиденции под Петербургом сформировался уникальный архитектурный ансамбль, пронизанный идеалами народной монархии. В непосредственной близости от собора и в соотнесении с ним были возведены здание офицерского собрания, вокзал императорской ветки, Федоровский городок (задуманный первоначально как ансамбль для служителей собора, он превратился также в штаб-квартиру основанного под покровительством императора Общества возрождения художественной Руси), музей воинской славы Ратная палата, ряд казарменных городков.
После освящения Федоровского собора в 1915 году вышла из печати посвященная ему книга. Ее создание – еще один плод усилий, направленных на утверждение официальной государственной идеи с ее лозунгом «православие, самодержавие народность» средствами архитектуры и искусства. Книга о Федоровском соборе (вышел лишь ее первый выпуск, посвященный нижней церкви во имя Серафима Саровского) издавалась с расчетом, что публикация материалов о новой церкви станет образцом и послужит стимулом «для всех храмоздателей на Руси»…
Летом 1918 года после отступления большевиков из Екатеринбурга на помойке у дома Попова, где жила охрана императорской семьи, лакей Чемодуров, тип верного преданного слуги, вариант чеховского Фирса, нашел самое дорогое для Семьи – иконы. Среди них валялись и любимые образа императрицы Александры Федоровны: иконы Федоровской Божьей Матери и Серафима Саровского, с которыми она живой никогда бы не рассталась. На полу в комнатах Ипатьевского дома и на помойке были найдены и другие, дорогие для Семьи вещи – книги: Библия Александры Федоровны с закладками, «Молитвослов», «О терпении скорбей…», «Житие Святого Серафима Саровского», сочинения Чехова, Салтыкова-Щедрина, Аверченко, тома «Войны и мира»13.

1 Цитируется по: Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II.СПб., 1991. репринтное воспроизведение издания : Вашингтон, 1981. С.286.
2 Вильчковский с.Н. Царское Село. СПб.., 1992. Репринтное воспроизведение издания 1911 года. С. 1..
3 РГИА Ф. 489, Оп. 1, Д. 5, 1909-1912 годы, Л. 7; «ПО НАШЕМУ желанию, ГГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ и МОЕМУ в Царском Селе возводится церковь для Сводного пехотного полка и Конвоя, частью на НАШИ ДЕНЬГИ… Дабы храм этот могли строить быстро и без перерыва , необходима сейчас сумма в 50 тысяч рублей. Поэтому прошу вас сделать распоряжение об ассигновании упомянутых 50 тысяч из МОЕЙ суммы по кабинету , от НАШЕГО имени..»(РГИА, ф. 468, Оп. 17 ч. 1, 1910-1914 годы, Д. 1735Л. 1
4 РГИА Ф. 489, Оп. 1, д. 6, 1909-1912 годы, Л.л. 232-232 об.
5 Там же. Лл. 234 об.-235 об.
6 Там де. Д. 5, 1909-1913 годы, Л.428
7 Там же. Д.6, Л. 476
8 Феодоровский Государев собор в Царском Селе. М., 1915.С. 38
9 Феодоровский Государев собор.. С. 69
10 Там же. С. 70
11 РГИА Ф. 489, Оп. 1, Д. 1, 1909 год, Л.л. 5-6.
12 Феодоровский Государев собор… С. 31
13 Радзинский Э.С. Николай II: Жизнь и смерть. М., 1997. С 418-419

Е.И. Кириченко