Крестный путь священномученика митрополита Серафима (Чичагова)

С именем священномученика Серафима (Чичагова) связана история Феодоровского Государева собора. 27 ноября 1912 года Пещерный храм, — или как писал св.страст. Государь Николай II «наша уютная пещерная церковь» — был освящён по Высочайшему поручению епископом Кишинёвским и Хотинским Серафимом (Чичаговым) в присутствии Царской семьи.

chichagov1Герой русско-турецкой войны, блестящий гвардейский полковник — выходец из знатного аристократического рода; благочестивый мирянин — староста православного храма и благотворитель; приходской священник — храмоздатель; ревностный настоятель двух святых обителей, подготовивший канонизацию преподобного Серафима Саровского; выдающийся архипастырь Русской Православной Церкви — богослов и исповедник, мужественно принявший мученическую кончину от богоборцев — таковы основные вехи земного пути митрополита Серафима (Чичагова). Это был воистину тернистый путь, представлявший собой непрерывную цепь скорбей и искушений, которые, только с упованием на помощь Свыше, приходилось преодолевать избраннику Божию.

Леонид Михайлович Чичагов родился в Санкт-Петербурге 9 января 1856 года в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. В число именитых предков будущего святителя входили выдающийся исследователь северных полярных морей адмирал В.Я. Чичагов и морской министр, Главнокомандующий Черноморским флотом, адмирал П.В. Чичагов.

В восьмилетнем возрасте Леонид осиротел и самостоятельно прокладывал себе дорогу в жизни. После учебы в Первой Санкт-Петербургской военной гимназии Леонид поступил в Пажеский Его Императорского Величества корпус, который закончил по I разряду в августе 1875 года в звании гвардии подпоручика.

С началом русско-турецкой войны, в апреле 1876 года, молодой офицер находится в рядах действующей армии, освобождавшей братские славянские народы от османского ига. В битвах за Плевну и Шипку, в сражении под Филиппополем и в других горячих баталиях Леонид Чичагов являл чудеса героизма, воистину полагая душу свою за други своя. Он был произведен в гвардии поручики прямо на поле брани и награжден рядом боевых наград.

Явным чудом милости Божией явилось то, что поручик Чичагов прошел всю Балканскую кампанию без единого ранения. По окончанию войны он вернулся в Петербург, где Господь привел его к праведному отцу нашему Иоанну Кронштадтскому. Офицер стал его духовным сыном и все серьезные жизненные шаги совершал только с благословения великого пастыря. В течение 30 лет находился он под окормлением батюшки Иоанна.

В 1879 году по благословению своего духовного наставника Леонид Михайлович повенчался с Наталией Николаевной Дохтуровой, дочерью камергера Двора Его Императорского Величества. Успешно складывалась и его военная карьера. В 1881 году он был произведен в чин гвардии штабс-капитана, участвовал в маневрах французской армии и был награжден высшим орденом Франции Кавалерийским Крестом Ордена Почетного Легиона. Леониду Михайловичу сулили необыкновенную карьеру, к нему благоволил сам Государь Император, однако, боевой офицер, прошедший горнило кровопролитной войны, давно носил в тайниках сердца своего заветное стремление — посвятить себя служению Единому Богу. Он часто задумывался о смысле земной человеческой жизни, о ее быстротечности, о спасении души для блаженной Вечности.

В это время стали раскрываться многие таланты, дарованные Леониду Михайловичу от Господа. Повидавший множество кровавых сцен на театре военных действий, он необыкновенно сопереживал чужим страданиям. Капитан-артиллерист стал заниматься углубленным изучением медицинских наук с целью оказания помощи ближним и достиг в этой области больших успехов. Результатом его многолетних исследований стала двухтомная монография « Медицинские беседы»

Ранее был опубликован ряд фундаментальных военно-исторических трудов Леонида Михайловича, но главным его занятием, овладевшим всем его существом, было постижение святоотеческого наследия, той духовной мудрости, которая открывает тайны Царствия Божия. Здесь просматривается удивительная аналогия с житием святителя Игнатия Брянчанинова, который в свое время блестяще закончил Военное Инженерное училище, но с юных лет избрал для себя другой путь — путь от земли к Небу…
В апреле 1890 года Л.М. Чичагов вышел в отставку в чине капитана, но менее чем через год, будучи уже в отставке, за прошлую безупречную службу и высокие заслуги перед Отечеством был произведен Высочайшим Указом в полковники. Ранее он был награжден целым рядом высоких наград.

Вот-вот должно было исполниться его сердечное желание о принятии священного сана, но неожиданно этому серьезно воспротивилась супруга. Только вмешательство праведного Иоанна Кронштадтского спасло положение. Богомудрый кронштадтский пастырь сумел убедить Наталию Николаевну в том, что священство есть истинное призвание Леонида Михайловича.

26 февраля 1893 года он был рукоположен в сан диакона, а через два дня — во пресвитера. Нелегким было начало его служения. Восстановление храма Двунадесяти апостолов в Кремле, куда он был определен на служение, безвременная кончина матушки Наталии в 1895 году и вновь восстановление на собственные средства еще одного храма — во имя святителя Николая на Старом Ваганькове, который более 30 лет стоял закрытым…

После кончины Наталии Николаевны на попечении отца Леонида осталось четыре дочери в возрасте от 9 до 15 лет. Поручив их воспитание доверенным лицам, он принял монашество с именем Серафим. Постриг был совершен 14 августа 1898 года в Гефсиманском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Еще будучи приходским священником, отец Леонид Чичагов начал составлять «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», ставшую главным трудом его жизни. С необычайным благоговением относился он к великому саровскому подвижнику и сделал все, что было в его силах, для прославления преподобного Серафима. Когда отец Леонид впервые приехал в Саров, он встретился со знаменитой блаженной Прасковьей Ивановной — Пашей, которая хорошо помнила отца Серафима, много с ним общалась и пользовалась его особой любовью. Увидев отца Леонида она воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришел, я давно тебя поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления…» Изумился тогда отец Леонид. Не по статусу приходского священника напрямую к Императору обращаться. На что блаженная кротко ответствовала: «Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный».

Итогом размышлений батюшки после разговора с Прасковьей Ивановной стала мысль о написании «Летописи…», в которую должны были войти воспоминания современников преподобного, сведения из архивов Саровской пустыни и Дивеевского монастыря, свидетельства о фактах проявления чудесной помощи Божией по молитвам преподобного после его блаженной кончины и другие материалы и документы. В целом эта книга должна была стать полным описанием жизни и подвигов преподобного Серафима Саровского и значения его жития для духовной жизни народа.

Этот великий замысел, с Божией помощью, удалось воплотить в жизнь. Уже в 1896 году вышло первое издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», в которой наиболее достоверно были отражены все события, связанные с основанием и деятельностью обителей в Сарове и Дивеево. Книга также содержала полное жизнеописание преподобного Серафима и близких ему людей. Так началась подготовка к прославлению великого саровского подвижника.

В 1899 году, всего через год после принятия монашества, отец Серафим (Чичагов) был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Древняя обитель находилась в полном упадке и полуразрушенном состоянии. Новый настоятель ревностно взялся за дело. Сумел собрать крупные пожертвования на ремонт и обновление монастыря. За несколько лет он полностью возродил и привел обитель в цветущий вид.

К 1902 году удалось осуществить второе издание «Летописи…» и поднести ее Государю Императору Николаю II Александровичу. Когда Государь прочитал ее, то возгорелся желанием открыть мощи преподобного и настоял на этом в Святейшем Синоде. В августе 1902 года Комиссия во главе с митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), в которую входил и архимандрит Серафим (Чичагов), совершила предварительное освидетельствование мощей преподобного. В течение семидесяти лет со дня своего упокоения, как и при земной жизни, неоскудно источал великие милости людям Земли Русской этот несравненный посланник Божий миру. Шли они нескончаемым потоком к его святой могилке с непостыдною верою в его молитвенное предстательство пред Господом. Не счесть было всех случаев чудесных исцелений и благодатной помощи, явленных по молитвам к отцу Серафиму.

29 января 1903 года Святейший Синод причислил старца иеромонаха Серафима (Мошнина) Саровского к лику святых Русской Православной Церкви, а 17-19 июля прошли описанные выше Саровские торжества, к которым отец Серафим (Чичагов) подготовил житие и дивный акафист преподобному.

14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, а уже 28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась его хиротония во епископа Сухумского. На земле древней Иверии новопоставленному епископу служить пришлось недолго — 6 февраля 1906 года он был переведен на Орловскую кафедру. Здесь владыка приложил все свои силы к полнокровному устроению епархиальной жизни на основе возрождения деятельности приходских общин в духе древнерусского благочестия, заслужив высокое признание и уважение в среде духовенства.

В 1907 году святителя Серафима назначили членом Святейшего Синода, а в сентябре 1908 года перевели на Кишиневскую кафедру, находившуюся в очень тяжелом и запущенном состоянии. И вновь неутомимый владыка старательно развивает общинную жизнь, лично посещая практически все приходы своей епархии. Вдохновенное архипастырское служение епископа Серафима сопровождалось значительным подъемом церковно-общественной жизни в Бессарабии, что было отмечено Государем Императором, который возвел владыку в сан архиепископа.

В 1912 году он назначается на Тверскую кафедру с титулом Тверской и Кашинский. Сочетая самоотверженные труды с принципиальной требовательностью к приходскому духовенству, владыка Серафим сумел в этой епархии наиболее полно реализовать свои благие начинания по возрождению приходской жизни. Казалось, что в жизни святителя наступает период относительной стабильности, но ко времени революционной смуты 1917 года многие священники Тверской епархии, вдохнувшие духа мира сего, выступили против своего владыки. С помощью новых богоборческих властей они добились высылки «церковного мракобеса и черносотенного монархиста» из пределов Тверской губернии. Тем не менее, архиепископ Серафим был избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов и принял в нем деятельное участие, возглавляя отдел «Монастыри и монашество».

После Собора владыка Серафим был возведен в сан митрополита и получил назначение на Варшавскую кафедру, но разразившаяся советско-польская война закрыла архипастырю путь к месту служения. По ее окончании в январе 1921 года владыка вступил в переписку с представителями католического и православного духовенства Польши с целью скорейшего переезда в Варшаву. Эти письма были положены сотрудниками ЧК в основу чудовищных обвинений митрополита Серафима в «подготовке за границей фронта низверженных российских помещиков и капиталистов против русских трудящихся масс». Судебная тройка ВЧК приговорила святителя к заключению в Архангельском концлагере сроком на два года. После пребывания тяжело больного владыки в Таганской тюрьме этот приговор «смягчили» и отправили его в ссылку в Архангельскую область. В Москву он вернулся только в мае 1923 года.

16 апреля 1924 года 68-летний митрополит был вновь арестован секретным отделом ОГПУ и помещен в Бутырскую тюрьму. На этот раз в вину святителю ставилась организация торжеств по прославлению преподобного Серафима Саровского. Только вмешательство Святейшего Патриарха Тихона, который поручился за святителя, спасло владыку Серафима от нового неправедного суда. В июле 1924 года он был освобожден. Власти предложили митрополиту покинуть Москву. Святитель очень хотел обосноваться в дорогом его сердцу Серафимо-Дивеевском монастыре, но настоятельница обители Александра (Троковская) ему в этом отказала. Несомненно, что сей печальный факт принес старцу большую скорбь, нежели гонения со стороны богоборцев, но милость Божия его не оставила…

Вместе с дочерью Наталией владыка Серафим был с радостью принят игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенский Феодоровский монастырь, расположенный около города Шуя. Здесь святитель был окружен пониманием и любовью со стороны насельниц. Он часто служил, проводил занятия с монастырским хором и вел душеполезные беседы с сестрами и прихожанами. Много времени уделял владыка работе над второй частью «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», описывающей события, предшествовавшие прославлению преподобного Серафима. Выдержки из этого труда он зачитывал матушкам, которые с глубочайшим вниманием и великим интересом слушали святителя. В воскресные и праздничные дни после богослужений в монастыре устраивались торжественные обеды с теплым общением и церковными песнопениями. Это были светлые, незабываемые годы перед очередными испытаниями, которые предстояло перенести владыке.

В феврале 1928 года митрополит Серафим был назначен Временным Патриаршим Священным Синодом управляющим Ленинградской епархией, где многие представители духовенства и верующих были сторонниками митрополита Иосифа (Петровых), безкомпромиссного архипастыря, не согласившегося с церковной политикой митрополита Сергия (Страгородского), предполагавшей сотрудничество с богоборческой властью. Владыка Иосиф действовал тогда так, как подсказывало ему его чистое сердце и в дальнейшем засвидетельствовал свою верность Христу мученическим подвигом. Это был очень сложный период в жизни Церкви и описание его требует отдельного труда. Господь вел каждого своим неисповедимым путем…

Митрополит Серафим, верный своим монархическим убеждениям, считал первоочередной задачей восстановление централизованного управления в Русской Православной Церкви. Прибыв в северную столицу, святитель направил все свои усилия на достижение церковного мира среди священнослужителей и мирян епархии. Первую свою литургию владыка совершил в Спасо-Преображенском соборе, старостой которого он в свое время являлся. Ему сослужили епископы: Петергофский Николай (Ярушевич), Детскосельский Сергий (Зенкевич) и Колпинский Серафим (Протопопов). Владыки Сергий и Серафим стали впоследствии священномучениками.

Прежде всего митрополит Серафим благословил совершать во всех храмах города особое молебствование об умиротворении Церкви, ибо последователи отстраненного от управления епархией митрополита Иосифа вели себя весьма возбужденно, позволяя себе резкие выпады в адрес нового архиерея. Каждый вторник в Знаменском храме у Московского вокзала владыка Серафим совершал службу с акафистом преподобному Серафиму Саровскому, который был составлен самим святителем к Саровским торжествам 1903 года и за богослужением читался им наизусть.

В 1928-1930 годах, теплая духовная дружба связала митрополита Серафима с духовником Александро-Невской Лавры иеросхимонахом Серафимом (Муравьевым), ныне прославленным преподобным Серафимом Вырицким чудотворцем. Как и другие архиереи епархии, владыка Серафим избрал себе руководителем смиренного отца Серафима. Общий для обоих Небесный покровитель — преподобный Серафим Саровский и Саровские торжества 1903 года, главным организатором и вдохновителем которых был тогда архимандрит Серафим (Чичагов), а петербургский купец Василий Муравьев — впоследствии иеросхимонах Серафим — был участником этого духовного Праздника; богоносный старец иеромонах Варнава (Меркулов) — духовный отец Василия Мурвавьева и Гефсиманский скит, в котором в 1898 году владыка Серафим принял иночество; святой праведный Иоанн Кронштадтский, бывший митрополиту Серафиму духовным отцом и соработником Василия Муравьева по Ярославскому благотворительному обществу… Все эти события и образы по-особенному сближали двух мудрых пастырей. В течение двух лет иеросхимонах Серафим и владыка Серафим взаимно исповедовались и окормляли друг друга.Митрополит Серафим часто служил в Свято-Троицком соборе Лавры, где принимал страждущих великий старец иеросхимонах Серафим.

В декабре 1929 года на пути из Соловецкого концлагеря в казахстанскую ссылку в ленинградской тюремной больнице оказался архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) — один из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви ХХ столетия, неутомимый борец против обновленчества, ближайший помощник Святейшего Патриарха Тихона. Митрополит Серафим по-отечески заботился о нем, посылал ему передачи, поддерживал письмами.

28 декабря архиепископ Иларион почил о Господе. Владыка Серафим взял на себя отпевание и погребение святителя. Он облачил его в собственные белые архиерейские ризы и, водрузив на его главу свою митру, в сослужении шести архиереев и лучших представителей петроградского духовенства, в числе которых был иеросхимонах Серафим (Муравьев), с любовью отпел новомученика. Последний приют и земное упокоение обрел владыка Иларион на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Отпевание проходило в главном храме обители — в соборе в честь Воскресения Христова. В то время надгробные речи были строго запрещены, но заповеди блаженства, которые так проникновенно читал владыка Николай (Ярушевич), послужили почившему лучшим напутствием к вечным селениям. Могила архиепископа Илариона стала местом поклонения для множества верующих петербуржцев…

Когда в начале 1930 года иеросхимонах Серафим тяжело заболел, именно митрополит Серафим, который многие годы занимался углубленным изучением медицины, ознакомился с заключением врачебной комиссии и немедленно благословил переезд отца Серафима в Вырицу. Смиренному духовнику Лавры оставалось только принять это за послушание. Состояние здоровья старца было очень тяжелым. Поэтому, по благословению владыки, вместе с ним в Вырицу отправились монахиня Христина (в миру — супруга иеросхимонаха Серафима — Ольга Ивановна Муравьева) и их тринадцатилетняя внучка Маргарита, чтобы ухаживать за батюшкой. По воспоминаниям внучки, отец Серафим до последних дней своей земной жизни поминал в своих молитвах владыку Серафима. Несомненно, что и митрополит Серафим всегда помнил духоносного старца Александро-Невской Лавры.

В последующие годы своего служения на Ленинградской кафедре митрополит Серафим самоотверженно противостоял все усиливавшейся государственной политике, направленной на уничтожение Церкви. Все сильнее становилась по отношению к нему ненависть сильных мира сего. В любой момент святитель мог ожидать ареста и расправы.
Весной 1933 года владыка Серафим, оставаясь управляющим епархией, вынужден был покинуть град святого Петра и переселиться в Тихвин, как «не прошедший паспортизацию». Он не устраивал власть имущих своими взглядами (часто в его проповедях звучали монархические нотки) и своим властным, твердым характером. Митрополит сам назначал клириков в храмы, не считаясь с существующим «законодательством». Был снисходителен к последователям митрополита Иосифа, но крайне резко бичевал обновленцев.

Дальнейшее пребывание его на кафедре стало затруднительным. 14 октября 1933 года Временным Патриаршим Священным Синодом был издан указ об увольнении 77-летнего архипастыря на покой. 24 октября состоялась последняя служба владыки в родном ему Спасо-Преображенском соборе и он уехал в Москву. С 1934 года митрополит Серафим живет на даче в Подмосковье недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги. Всемилостивый Господь даровал ему время и возможность приуготовить себя к переходу в Вечность. Святитель пребывает в духовных размышлениях над богословскими сочинениями пред написанным им образом Спасителя в белом хитоне, много молится, сочиняет духовную музыку. В это время обостряются его многие тяжелые хронические заболевания. Владыка с трудом передвигается и почти не выходит из дома.

В ноябре 1937 года митрополит Серафим был арестован. Незадолго до этого он писал: «Православная Церковь переживает сейчас время испытаний. Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви — тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства…»

Прикованного болезнью к постели 82-летнего старца вынесли из дома на носилках и доставили в Таганскую тюрьму на машине «скорой помощи». Немощный телесно, владыка твердо противостоял богоборцам и не признал ни одного из предъявленных ему абсурдных обвинений. 11 декабря 1937 года святитель Серафим принял мученический венец, пострадав за имя Христово с другими исповедниками веры на полигоне Бутово под Москвой. Так завершился путь к Небу человека, который не щадил живота своего в битвах за Отечество; сделал все для прославления претихого и кроткого саровского угодника Божия и прошел полную многих страданий земную жизнь.

Дни Памяти священномученика Серафима, митрополита Петроградского: 1) 28 ноября / 11 декабря; 2) в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (25 января старого стиля при совпадении этого числа с воскресным днем, в ином случае — день указывается в церковном календаре); 3) в Соборе Санкт-Петербургских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

В.П. Филимонов, русский писатель-агиограф