О сновидениях

Проповедь в день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова брата Господня

В сегодняшнем Евангелии, которое читалось за Божественной Литургией говорилось о том, что Господь через Своего Ангела, явившегося во сне святому праведному Иосифу Обручнику, повелел ему бежать в Египет, а потом, после смерти царя Ирода, также в сонном видении, повелел вернуться в землю Израилеву. Все эти евангельские свидетельства, как будто, дают основания для того, чтобы верить снам. Но жизненный опыт многих подвижников свидетельствует об обратном. Как же должен православный христианин относится к сновидениям? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть, что из себя представляет сон и каково его значение для человека в свете учения святых Отцов.

Во сне тело человека получает полное отдохновение и восстановление физических сил, так как деятельность, связанная с физическим трудом под руководством ума и воли человека, прекращается. Но при этом продолжается деятельность, связанная с сохранением жизни в теле. Сердце продолжает перекачивать кровь, лёгкие дышат, желудок переваривает пищу, почки, печень очищают кровь, кожа выделяет испарения и так далее. Но интенсивность этих процессов падает.

Деятельность души во сне не прекращается. В ней продолжают роиться мысли. При этом мысли, желания, переживания могут составлять естественные сновидения. Во время сна главенствующую роль занимает подсознание и поэтому, весь багаж дневных внешних впечатлений, а также и того, что называется интуицией, всплывает в сновидениях. Они представляют собой как бы усиленное эхо дневных событий и переживаний, потому что воля, как сознательное движение своего Я, практически прекращает свою деятельность. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Сновидениями не следует пренебрегать: в них, как в зеркале, отражается наша жизнь», при этом главенствующее положение занимают не разум и воля, а душа.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Душа во время сна действует самостоятельно, независимо от тела, как господствующее живое начало». Поэтому сновидения могут иногда показывать наше устроение, наши страсти и грехи, наши слабости, недостатки и греховные желания, с которыми мы недостаточно энергично боремся в состоянии бодрствования, или вовсе не боремся, а подчас и угождаем им. Когда сны бывают следствием нашего нравственного устроения или греховных дел, из-за нашей нерадивой, грехолюбивой жизни сны бывают хаотичные, страшные, ужасные. Преподобный Амвросий писал: «Дурные сны бывают от трёх вещей — от осуждения, от тщеславия и от объядения».

По учению святых Отцов бесы имеют доступ к человеку постоянно: и в состоянии бодрствования, и в состоянии сна. Они искушают нас днём и ночью. Ночью, к нашим мечтам, они в большей степени добавляют свои мечты, так как наша воля во время сна значительно ослабляет свою деятельность, поэтому всё чем наполнена или порабощена душа днём, в более ярком виде проявляется во сне. Блаженный Диадох писал: «Сны наибольшей частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами надругания и забавы». В сонном состоянии мы менее, чем днём, защищены от бесовских воздействий и поэтому во сне, в сонных видениях, и образах проявляются наши греховные желания и навыки более явно.

По мнению Преподобного Макария Оптинского: «Сон изъявляет страстное устранение, кто какой страсти подвержен, тому и во сне бесы представляют подобное, например: гордым и честолюбивым — престолы, колесницы, возношение на высоты, гневливым – зверей, свары (брань, ссоры) и споры; сребролюбивым — злато и сребро и попечение о стяжаниях (приобретение имения); плотолюбивым – плотские представления». На сны подобного рода не следует обращать внимание. Преподобный Макарий Оптинский рекомендует: «Надобно оные сны пренебрегать». Почему? В чём он видел опасность внимания, или тем более доверия таким снам? Опасность в том, что всё это работа бесов, у которых одна цель — смутить и погубить человека. Если мы проявим хотя бы только небольшой интерес к подобным снам, следом появится внимание, так как бесы постараются придать им увлекательность, яркость, необычность, правдоподобие для того, чтобы ввести в ещё большее внимание, и как следствие, доверие к сновидениям. Это им необходимо, чтобы ввести неразумного в гордость и высокое мнение о себе.

По мнению святителя Игнатия Брянчанинова: «Доверие (к снам) всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; Это-то демонам и надо». Легковерные начинают всё видеть, как в кривом зеркале, не замечая своих немощей и оттого вынося строгий суд видимым или кажущимся нам слабостям окружающих людей. Для укрепления доверчивых в таком гибельном устроении бесы активизируют свою работу. Для этого они могут во сне принимать различные подобия. Об этом предупреждает нас апостол Павел: «Сам сатана принимает вид Ангела света» (2 кор. 11;14) и в таком виде может явиться в сонном видении. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает: «Бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим, а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостию и возношением».

По слову святителя Игнатия Брянчанинова: «Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажая их жительство, обещая им венцы небесные, этим возводя на высоту самомнения, гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть».

Об опасности доверия снам предупреждают многие святые Отцы. Святитель Феофан Затворник писал: «Пустошь — сны. Да смотрите ещё, как бы враг не успел через них как-нибудь обмануть. Покажет сны благовидные, а потом начнёт трубить в уши: «Это тебе Бог послал извещение за труды твои» и прочее. Раз, два, три-глядишь, душа-то погнётся в эту сторону. Но только поверь, она хоть на волос, что это от Бога, тотчас пойдёт самочувствие, самоценение — помышления сокровенные, при всех смиренничаниях уместные. Врагу только это успеть бы набить в душу, а там уж у него всё пойдёт гладко». Враг рода человеческого будет делать всё, чтобы отвратить того, кто поверил снам, от пути узкого и тернистого, ведущего истинного делателя ко спасению, путём смиренного исполнения заповедей Христовых и жизни по Евангелию, по мере сил и возможности. Бесы стремятся обратить христиан на пространный путь, ведущий ко стремнинам гордыни и самомнения, к вечной гибели. «Сонные грёзы окрыляют глупых…Сновидения — суета, и сердце наполняется мечтами…» (Сир.34:1,5).

Мне могут возразить, а как же сны праведного Иосифа? Во-первых, он усердно подвизался не один десяток лет в борьбе с немощами. Во-вторых, он очистил, убелил свою душу от грязи греховных немощей. В то время, когда ему были откровения во сне, ему было около 80 лет, то есть он был древним старцем, ибо как писал царь и пророк Давид: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большой крепости – осмьдесят лет».(Псл.89.10). Своим целожизненным подвигом он достиг святости, он праведный, святой, а мы грешники, привязанные к земле и грехам, мы не расторгли ещё общения с бесами и, даже, во многих случаях – порабощены ими. Мы, по нашей нерадивой жизни, не готовы и не способны видеть вещие сны, которые даются людям, очистившим свою душу и сердце.

Нам, как правило, бывают естественные сны или сны от бесов. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Простые сны бывают людям обыкновенным, подверженным чревоугодию и другим страстям; по причине мрачности ума их воображаются и наигрываются разные сновидения от бесов… Откровения бывают людям совершенным и действуемым от Божественного Духа, которые долгим и крайним воздержанием, и подвигами, и трудами в Боге достигли степени пророков Церкви Божией, как говорит Господь через Моисея: «Если будет у Вас пророк, Я во сне явлюсь ему и в видении возглаголю к нему» ( Числ.12,6).

Нам далеко до пророков, значит нам далеко и до откровений во сне. Подобную мысль высказывает преподобный Симеон Новый Богослов: «У тех только бывают истинные во сне видения, которых ум благодатию Святого Духа сделался прост и свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им, — у которых вся забота о Божественном…, которых жизнь выше жизни живущих, беспопечительна, не развлеченна, тиха, чиста, исполнена милости, мудрости… и других плодов благих; возделываемых в них Духом Святым». Вряд ли кто из нас соответствует этому высокому образу христианской жизни и достоин соответствующих плодов духовных. Преподобный Макарий Оптинский говорил: «Сны благодатные бывают, — но смиренным, очищенным от страстей».

Можно было продолжать, но по–моему достаточно, чтобы понять то, что хотя, иногда, очень редко, сны бывают и от Бога, но мы таких снов не можем сподобиться по нераскаянному нашему сердцу и множеству духовной нечистоты нашего грехолюбивого сердца. В нашем состоянии падения мы не готовы и не способны к общению с небожителями, а если признаем себя способными и достойными, то тем самым покажем своё самомнение и гордыню. Гордость и является той стеной, которая отделяет нас от мира горнего.

Огромная опасность принять ложь за истину. Гордый и доверчивый человек впадает в прелесть. Один из признаков прелести – это высокая самооценка, превозношение над ближними. Преподобный Иоанн Лесвичник писал, что когда бесы, после видения (во сне) якобы Ангелов света и святых «исполняют нас радостию и возношением, сие да будет тебе знаком прелести».

Неопытный и неразумный верит сновидениям от бесов и становится на путь ведущий в погибель. Поэтому Священное Писание и святые Отцы рекомендовали не верить снам. «Как обнимающий тень или гоняющийся за ветром, так верящий сновидениям» ( Сир. 34,2).

Преподобный Макарий Оптинский: «Сны могут быть от врагов, для того, чтобы смутить человека… Сновидениям, отнюдь, не верь и не обращай на них внимания. Когда будешь верить снам, то точно, не мудрено, впасть в прелесть… Святые отцы совсем отвергают и не велят верить нам, страстным и самомнительным».

Преподобный Диадох: «Совершенно не верить никакому сонному мечтанию». Преподобный Пётр Дамаскин: «Всякого же сновидения… всегда должно отвращаться», потому что «Кто верит снам,- писал преподобный Иоанн Лествичник, — тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить её».

Кто-то может подумать: «Хорошо, если мы отвергнем сон от беса, а если сон был от Бога, а мы отвергнем его, не прогневаем ли мы этим Бога? Не будем ли мы наказаны, что отвратились от воли Божией.

Вот как отвечает на это недоумение преподобный Макарий Оптинский: «Когда не принимаешь сна из смирения и опасения прелести, хотя бы был оный и благодатный, за сие не осудишься, а ежели это прелесть, то как оправдаешься, поверив ему?» Верить снам, якобы благодатным, свойственно неразумным людям, имеющим высокое мнение о себе «Кто верит снам, -писал Преподобный Иоанн Лествичник, — тот вовсе не искусен, а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр».

Смиренные не доверяют не только снам, но и явлениям наяву. Однажды к богомудрому старцу явился бес в виде ангела и сказал, что послан к нему ради его долгой подвижнической жизни. Мудрый старец со смирением вопросил его: «А не ошибся ли он? К нему ли он послан?» и бес, опаляемый смирением, моментально исчез.

Из сего случая видно, что для нас гораздо полезнее не возношение, а самоосуждение, которое приводит к смирению, тому качеству, которому мы должны научиться у Христа. Он Сам говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (МФ.11,29).

Однажды Патриарх Феофил посетил монастырь, в котором подвизалось более ста братий, половина из которых имели сверхъестественные дары. Перед тем, как покинуть монастырь, Патриарх спросил игумена: «Что нашёл самого важного на пути монашеского делания?», на что настоятель монастыря ответил: «Всегда и во всём осуждать себя». Патриарх Феофил немного подумал и сказал: «Это единственный и верный путь ко спасению». Значит, нам полезнее не Божественные откровения во сне, а размышления о своих грехах, осознание своего падения, чувствование своей погибели. Именно эти состояния ведут к покаянию, а покаяние рождает смирение, без которого невозможно спастись. Следовательно, нам полезны сны, предвещающие нам кончину, представляющие Страшный Суд, ибо они будут удерживать и охранять нас от гордости и самомнения и прививать самоосуждение, покаяние и смирение.

Премудрый Сирах писал: «Помни о конце твоем и во век не согрешишь» (Сир. 7,39). Сны, предвещающие нам муку, приводят к страху и исправлению. Преподобный Иоанн Лествичник разъясняет: «Ангелы показывают нам муки, Страшный Суд и разлучения, а пробудившиеся исполняются страха и сетования… а если приводят тебя в отчаяние, то и они от бесов». Значит, критерием, по которому можно предположить от кого сон — это те чувства, которые он порождает в нас. Если покаяние и смирение, то, вероятно, сон от Бога. Если возношение или отчаяние, то от беса. Сны же, возбуждающие у нас трепет и желание исправить жизнь, бывают редки. Всё, что вне общего порядка способно привести к самомнению и потери смирения.

Достаточно выполнить притчу Спасителя о богаче и Лазаре. Когда богач оказавших в муках увидел Лазаря на лоне Авраама, он вспомнил своих братьев, которые жили, утопая в роскоши и грехах, как и он раньше, и им грозили адские мучения. Он обратился к Аврааму с просьбой послать Лазаря к братьям для их вразумления, чтобы они исправили свою жизнь, на что он получил такой ответ: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их» (ЛК.16,29), на что богач возразил: «Нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются». Тогда Аврааме сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк.16,30-31).

Из жизненного опыта известно, что виденные во сне адские муки и другие ужасы поражают. На краткое время люди исправляют свою жизнь, но постепенно сильные впечатления ослабевают, стираются, забываются, и люди возвращались к своей обычной рассеянной жизни.

Как мы уже говорили сновидения бывают естественные, от бесов и от Бога. Мы не в состоянии отличить и определить от кого сновидение. Почему? «Наш ум так ещё дебел (груб, бесчувственен), — писал преподобный Макарий Оптинский, — и неочищен, что не может различить истины от лжи и много бывает ошибок, наносящих вред». Во избежание ошибок, которые могут привести к очень печальным последствиям, для собственного блага не следует верить даже тем снам, которые, как нам, кажется, от Бога.

Богомудрый старец Феостирикт, написавший умирительный параклисис Пресвятой Богородицы (канон поемый во всякой скорби душевной и обстоянии), допустив доверие снам, так был прельщён бесами, что погиб. Как тут не вспомнить Премудрого Сираха: «Сновидения ввели многих в заблуждение и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир.34,7). Если любомудрые подвижники ошибались, что говорить о нас, порабощённых суетой и повседневными работами. Даже Святитель Феофан Затворник и тот не мог отличить, с какой стороны пришёл сон. Он писал: «Бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать – ума не приложу».

На мой взгляд, сказанного достаточно для понимания того, насколько опасно и безрассудно доверять снам и какую страшную опасность представляет внимание к ним. По слову преподобного Иоанна Лествичника: «Мы не будем обвинены, о братия, при сходе души нашей за то, что не творим чудес, не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим ответ Богу за то, что не плакали непрестанно о грехах своих». Аминь.

Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан