Памяти прп.Варнавы Гефсиманского

ВГВ 2016 году мы отмечаем 150-летие со дня рождения преподобного Серафима Вырицкого, в миру петербургского купца Василия Николаевича Муравьева. Почти 20 лет он окормлялся у преподобного Варнавы Гефсиманского. В конце XIX века отец Варнава был для России таким же учителем, как в начале века преподобный Серафим Саровский. К его молитвенной помощи обращался Государь Император Николай II Александрович…
Многолетние послушание гефсиманскому старцу стало для Василия Николаевича великой школой внутреннего делания и духовной мудрости на его пути к высотам христианского совершенства.

Ходил по Руси блаженный Филиппушка. В ветхой одежде. Босиком. Носил вериги и пудовый железный посох с медным голубем наверху, символом добра и кротости. Спал на земле и в зной, и в морозы. Славился своим незлобием. Со смирением терпел унижения и притеснения от полицейских и чиновников. Обладал дарами прозорливости и утешения. Всегда обличал неправду. Часто говорил иносказательно — за видимой простотой скрывалась духовная мудрость. Был любим народом. Видели его и в Поволжье, и в Туле, и в Москве, и в Киеве и других местах.

В середине XIX века пришел блаженный в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Здесь, по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, был он пострижен в рясофор и в 1847 году возложил на себя новый подвиг — пещерничество. «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной», — изрек тогда святитель Филарет, давно почитавший Филиппушку, с которым не раз встречался в Москве. В нескольких верстах от Лавры, неподалеку от зарождавшегося уединенного Гефсиманского скита, ископал Филипп с помощниками целый подземный город — ряд пещерных келлий, соединенных коридорами, где подвизались иноки, искавшие полного уединения и безмолвия. Нелегок был их труд: на себе выносили они по деревянным лестницам из глубоких ям-шурфов землю в мешках, прорывали подземные горизонтальные коридоры, ставили деревянные подпорки из досок в образовавшихся ходах и вырытых пещерах. Работа велась при свечах с непрестанным призыванием Имени Божия. Так созидалась уникальная святыня, подобной которой не было в России.

В большой центральной пещере, от которой лучами расходились подземные коридоры, был устроен храм во имя Архистратига Божия Михаила. В нем братия-пещерники по сигналу колокола собирались на совместную молитву.Однажды во время чтения вечернего правила двое собратий Филиппа — послушники Митрофан и Андрей — видели ангела, который пронес над их головами два венца. Рассказали они об этом Филиппу. «Воля Божия! Молитесь», — ответил он. Вскоре, во время работ в глубине пещерной, они были засыпаны внезапно обрушившейся землей. Святитель Филарет писал об этом событии: «Не без слез пропелось мне: со Святыми упокой, Христе, души раб Твоих Митрофана и Андрея. Можно веровать, что Господь принял доброе начало их подвига как совершение».

А Филипп, к которому присоединились трое его сыновей и еще около 10 послушников, продолжал усердно копать и обустраивать подземные жилища и места моления. В сырых пещерных келлиях с земляными полами не было печей и они обогревались лампадами и дыханием их обитателей, каждый из которых нес свой особый подвиг.
В ту пору иногда появлялся человек Божий со своим неизменным посохом у ворот Лавры на Верхней площади. Его тотчас окружали толпы народа: «С Ангелом! с Ангелом! С Небесным вестником», — приветствовал богомольцев Филипп. Его образные, полные любви и глубокой мудрости речи, даровали многим тишину духа и радость о Господе.
Вскоре над пещерами была построена часовня — будущий деревянный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и святителя Василия Парийского. Детище старца Филиппа стало именоваться Пещерным отделением или Пещерами Гефсиманского скита, которое сразу стало привлекать к себе паломников. Скит и его отделение разделялись глубоким оврагом, наполненным водой — монастырскими прудами.

В 1848 году Филипп принял полный монашеский постриг с именем Филарет в честь своего давнего покровителя митрополита Филарета, которого он называл белым ангелом за его великие дела и митрополичий клобук.Владыка Филарет по приезде в Лавру всегда спешил в основанный им и особо любимый Гефсиманский скит. В Петров и Успенский посты святитель имел обыкновение говеть вместе с братией скита, причем исповедавшись у своего духовника, наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева) (прославлен в лике преподобных в 1996 году), на другой день совершал Литургию и сам приобщал Святых Христовых Таин всю братию. Во время прогулок владыка посещал Пещеры, но при этом старался не нарушать безмолвия пещерников. Как свидетельствовали его современники, порой в скиту «этот знаменитейший иерарх, ученый богослов и искуснейший администратор превращался в строгого отшельника и пустынножителя, насколько это было доступно его положению и сану».

В 1852 году в пещерный храм во имя Архистратига Михаила была помещена Черниговская икона Пресвятой Богородицы письма XVIII века, которую стали именовать Черниговской-Гефсиманской. Вскоре этот образ прославился чудесными исцелениями. Слава о нем распространилась с необычайной быстротой, и к нему спешили не только посетители Лавры преподобного Сергия, но и страждущие из многих мест России. Перед этой святыней особо любил молиться митрополит Филарет. Впоследствии над Пещерами на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор в византийском стиле в честь этой чудотворной иконы Пресвятой Владычицы нашей по проекту архитектора Н.В. Султанова, а церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских была перенесена под землю и стала вторым пещерным храмом обители, а сам скит стал именоваться Черниговским.

О подвигах старца монаха Филарета еще в пору его юродства было известно в Царствующем Доме. Государь Император Александр II, посетив в 1855 году Сергиеву Лавру, Гефсиманский скит и Пещеры, возжелал увидеть его. Предстал он перед Царем в монашеском одеянии. «Да ты уже монах теперь?» — спросил отца Филарета Государь. «Не знаю, монах ли, — смиренно ответил старец, — а хотел бы монахом быть хоть на один час…».

Немало потрудившись над обустройством Пещер, которые со временем были выложены камнем, отец Филарет, по благословению архимандрита Антония, основал в 1859 году недалеко от Скита Киновию в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Здесь в 1863 году он принял великую схиму, получив вновь свое мирское имя — Филипп. Эта обитель стала пристанью спасения для 30 братий, которыми управлял сын схимонаха Филиппа — иеромонах Галактион. В 1869 году отец Филипп, после исповеди и причастия Святых Христовых Таин, мирно отошел к жизни иной после 33-летних неустанных подвигов во славу Божию. Погребен был праведник архимандритом Антонием в нижнем храме Киновии у правого клироса.

А в 1851 году пришел в Гефсиманский скит на испытание 20-летний крестьянский сын Василий Меркулов, с отроческих лет окормлявшийся у старца-отшельника монаха Геронтия, жившего близ Зосимовой пустыни. К тому времени и отец Геронтий, принявший великую схиму с именем Григорий, подвизался в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В скиту Василий, по милости Божией, обрел нового дивного наставника — монаха Даниила. Старец-аскет, скрывавший под видом юродства дар прозорливости, в течение 15 лет духовно окормлял Василия. Высокий, седой, в белом подряснике, поверх которого надевалась полумантия, отец Даниил одним своим видом вызывал у богомольцев чувство благоговейного трепета. У дверей его уединенной келлии, стоявшей в глубине леса, окружавшего Гефсиманский скит, всегда толпился народ, жаждущий услышать слово истины из уст праведника Божия.

Однажды Василий пришел к старцу в первый день Пасхи и застал его вкушающим сухари, размоченные в воде: «Батюшка, что же это Вы в такой торжественный день пьете воду с черными сухарями?» — вопросил он старца. «Да воды-то, сынок, выпьешь немного, только по нужде, а чайку-то и лишнего захочешь, пожалуй. А что сегодня День Святой Пасхи, так у меня и каждый день «Христос Воскресе», — ответил на это отец Даниил. Эти слова гефсиманского подвижника показывают его близость по духу к преподобному Серафиму Саровскому, приветствовавшего своих посетителей словами: «Христос Воскресе, радость моя». Не оставлял молодого послушника без отеческих наставлений и схимонах Григорий, которого Василий, по благословению скитоначальника, старался посещать в Лавре в праздничные дни. Так возрастал он под руководством двух благодатных старцев.

Духовное становление Василия происходило естественно и незаметно. Во главу угла старцы полагали стяжание евангельских свойств души — смирения, кротости и любви через подлинное и глубокое покаяние. При этом духоносные учителя Василия всемерно прививали ему и другие важнейшие качества воина Христова — искреннее сознание собственной немощи и неложное упование на благодатную помощь Свыше. Быстрому духовному возрастанию молодого послушника весьма способствовали его природная чистота и совершенное нечувствие ко всему уважаемому и превозносимому миром — к так называемым земным благам.

В 1857 году Василий был зачислен в число указных послушников Гефсиманского скита и назначен проводником богомольцев в Пещерах. Будучи келейником отца Даниила, он по поручению старца и от его имени часто давал посетителям советы по различным вопросам практической и духовной жизни. Сам того не ведая, послушник незаметно превращался в старца. Год за годом под руководством двух великих подвижников постигал он науку наук — искусство старческого окормления страждущих. Несомненно, способствовало этому особое к нему благоволение Божие.Его наставники один за другим отошли к вечности — в 1862 году — отец Григорий, а в 1865 — отец Даниил. Перед кончиной каждый из них дал Василию благословение на дальнейшую жизнь. Схимонах Григорий благословил его на строительство женской обители в отдаленной местности, а по завещанию отца Даниила он должен был принять на себя подвиг старчества.Незадолго до кончины старца одна духовная дочь спросила его: «Батюшка! Кто же будет нас утешать без Вас?» В этот момент в келлию вошел Василий, и отец Даниил с улыбкой ответил: «Вот, Вася и будет вас утешать!»

Глубокой печалью отозвалась потеря наставников в сердце молодого подвижника, но он стал достойным преемником своих духовных учителей. В 1863 году, по благословению святителя Филарета, брат Василий заложил первое здание будущего Иверского женского монастыря Нижегородской губернии на реке Выксе. «Благословляю созидаться обители, а монаха-устроителя… благословляю созидать и руководить ею всегда», — таково было слово мудрого архипастыря.

В 1866 году послушник Василий был пострижен в монашество с именем Варнава в честь святого апостола Варнавы. К тому времени 35-летний подвижник был уже зрелым мужем, воистину старцем, поражавшим братию и богомольцев способностями духовного рассуждения и мудрого назидания. 20-летний подвиг послушания принес свои обильные плоды (более 5 лет у отца Геронтия и 15 лет у отца Даниила — авт.). За деятельную любовь к людям и неукоснительное жительство по заповедям Божиим получил отец Варнава дар принимать страждущих и соболезновать их скорбям, словно собственным.

В 1871 году он был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1872 — в иеромонаха. Известно, что Всещедрый Господь одаривает особой благодатию тех, кто смиренно и безоговорочно исполняет подвиг послушания. Уже в начале 1873 года за выдающиеся способности отца Варнаву утверждают в звании народного духовника Пещер Гефсиманского скита. Известность иеромонаха Варнавы среди богомольцев все возрастала. Люди явственно ощущали силу его молитвы. Смиренный старец имел особый дар духовного утешения — от него все уходили в радости о Господе, забыв земные скорби и печали. С раннего утра до позднего вечера, а порою и глубокой ночью двери его убогой келлии были открыты для всех. Это при том, что он совершал чередные богослужения, а с 1890 года нес еще и послушание духовника скитской братии. Иногда отец Варнава принимал по несколько сот человек в день, отказывая себе в пище и отдыхе…Почему нескончаемым потоком шел верующий люд к старцу Варнаве в великой надежде обрести утешение и понять волю Божию о себе? Порою одного взгляда на человека Божия достаточно, чтобы познать всю глубину своего падения, принести Господу сердечное покаяние и встать на путь праведной жизни. «Вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6) вершит чудеса и составляет суть христианства.

Не забывал подвижник и о своем любимом детище — Иверско-Выксунском женском монастыре, который требовал все большего внимания со стороны его устроителя. Уже к середине 80-х годов ХIХ века там были возведены два соборных храма — в честь Иверской иконы Божией Матери и в честь Ее Успения; больница и богадельня; каменный трапезный корпус с кухней, хлебопекарней и просфорней; 16 каменных корпусов для насельниц; две гостиницы для паломников; мастерские — живописные, златошвейные, рукодельные и другие; склады, амбары, погреба, собственная ферма, сады и огороды. И все это в глухих заокских лесах, где было 10 верст до ближайшей пристани…

Однако, заботясь о внешнем благолепии, окормитель обители главное отдавал внутреннему. Здесь все было направлено к прославлению Имени Божиего. Это был особый, светлый мир, насельницы которого не имели иной цели кроме достижения грядущих благ вечной жизни. Ранним утром многоголосый хор воспевал: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14). Здесь никто не превозносился друг перед другом, каждое дело исполнялось с молитвой и богомыслием, а иеромонах Варнава был для всех отцом и учителем. Благодарные сестры называли его своим «кормильчиком». Любвеобильный и сострадательный батюшка отдавал много сил строительству и духовному окормлению монастыря. В целом он посвятил этому более 40 лет.

За эти годы обитель стала одним из крупнейших женских монастырей России, как говорили — настоящей женской Лаврой, воистину светочем Православия — здесь подвизалось несколько сот инокинь и послушниц, ее посещали многочисленные паломники и богомольцы. Отец Варнава имел постоянное попечение о благочестии насельниц монастыря и его благосостоянии. В течение десятков лет ему приходилось делить свое послушание между Гефсиманским скитом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Иверской обителью в Нижегородской губернии, Москвой и Петербургом, куда выезжал он к благотворителям и в Святейший Синод по делам устроения обители. Современникам великого старца оставалось только удивляться той непостижимой духовной силе, бодрости и неутомимости, которыми обладал иеромонах Варнава (Меркулов).

В конце ХIХ века он стал для России таким же духовным учителем, каким был в начале века преподобный Серафим Саровский. Всю жизнь посвятил он служению Богу и ближним, восприняв в сердце от Самого Христа высочайшие добродетели смирения, кротости и любви. Как никто другой, мог утешить отец Варнава всякого, кто обращался к нему за духовным советом и помощью. Всех приходящих старец ласково называл «сынками» и «дочками», и к каждому обращался на «ты». Среди «сынков» батюшки Варнавы были выдающиеся иерархи Церкви, настоятели обителей, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер, и сам Государь Император Николай II Александрович.

42095В начале 1905 года Самодержец Всероссийский прибыл с покаянием к старцу Варнаве в Черниговский скит. Их беседа была очень продолжительной. Известно, что говорили они о Крестном пути Царя-мученика. Отец Варнава благословил Государя на этот подвиг и необыкновенно укрепил в готовности к предстоящим скорбям.

Одним из любимых духовных чад гефсиманского старца был известный петербургский купец Василий Николаевич Муравьев, впоследствии — преподобный Серафим Вырицкий. В их жизни и, особенно, в их личных нравственных качествах было очень много общего. Главным из них было истинное желание послужить Богу и ближним всеми силами души. Общение с отцом Варнавой стало для Василия Николаевича настоящей школой внутреннего делания и духовной мудрости. Почти двадцать лет пребывал он в послушании у батюшки Варнавы, и это заложило тот прочный фундамент, на котором происходило дальнейшее его возрастание в великого подвижника благочестия.

Чего только стоят крылатые выражения иеромонаха Варнавы, которыми он назидал своих духовных чад: «Дело в руках — молитва в устах, в уме, в сердце»; «Наш дом — наш гроб, выход в храм — воскресение»; «Спасение не в скудости. Ешь вкусно, но помни, что тело будет добычей червей»; «Спи на богатой кровати, но помни о жестких гробовых досках»; «Хлеб да вода не сделают вреда»; «В молчании ошибки нет»; «Неустанные труды и непрестанная молитва Иисусова — вот где основа основ нашей жизни»; «Человек без молитвы, как птица без крыльев — никогда не сможет приблизиться к Богу»; «Понуди себя на все доброе; принимай всех, как Самого Христа; всегда смотри только на свои недостатки; укоряй, уничижай себя ежедневно и считай себя хуже всех, и будешь поистине с Богом!»; «Скорби — это неизбежные спутницы всякого искреннего и истинного работника на ниве Божией, потому заранее запасайтесь мужеством духа в покорность Промыслу Божию»; «Суд Божий — не наш суд, и что хорошо, велико в глазах наших, то может быть признано худым и наоборот»
Отошел отец Варнава ко Господу воистину как неустанный труженик Христов — в служении Богу и ближним. Совершив Таинство исповеди, он в поручах и епитрахили, с крестом в руке склонился до земли пред Престолом Божиим в алтаре и уже более не встал. Произошло это 17 февраля 1906 года.

«Он жил во славу Божию», — такой надписью было украшено его надгробие в Иверской пещерной часовне, расположенной за алтарем пещерного храма во имя Архистратига Михаила. В этой часовне уединялся отец Варнава для чистой молитвы в годы своей земной жизни. Как он сам говорил: «Ухожу в затвор Иверский».
«Старайтесь стяжать благодать Святаго Духа, без благодати мертв есть человек», — эти слова преподобного Варнавы Гефсиманского (прославлен Русской Православной Церковью в 1995 году) начертаны на иконе святого на свитке в его руке.

В 20-е годы прошлого столетия, вслед за Лаврой преподобного Сергия, последовательно были закрыты Черниговский и Гефсиманский скиты. Использовались богоборцами под различные нужды — интернаты для инвалидов, склады и учебно-тренировочные комплексы для военных. Когда кощунники пытались вскрыть место земного упокоения преподобного Варнавы, гроб с мощами стал уходить в землю, а на его месте забил мощный источник кристально-чистой воды. Вскоре образовалось подземное озерцо глубиной более двух метров. Так Господь не попустил осквернения святых мощей великого праведника.

В 50-годы были взорваны почти все строения Гефсиманского скита, а на их месте построены корпуса Центрального физико-технического института Министерства обороны, в том числе и на месте храма в честь Воскресения Христова и скитского кладбища. По сей день вся территория обители принадлежит военному ведомству. Осталась только изумительная внешняя ограда со старинными каменными воротами. При въезде в плененный миром монастырь установлено скульптурное изображение святого Николая-угодника с мечом в руке и надписью на постаменте «Создателям ядерного щита России».

А Черниговский скит в 1990 году был передан Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, там было возобновлено иноческое жительство и начались богослужения. Началось постепенное возрождение святой обители, получившей название Гефсиманский Черниговский Скит. Иноки, первыми пришедшие в скит, обнаружили настоящую мерзость запустения: строения монастыря находились в полуразрушенном состоянии, уничтожен некрополь — разбиты надгробия и кресты, были тщательно выщерблены на фресках глаза всех святых. В память о тех временах в Черниговском соборе был помещен образ Богоматери, прострелянный в трех местах…

В период с 1990 по 2013 год восстановлены пещерные храмы во имя Архистратига Михаила и преподобных Антония и Феодосия Печерских. В них уже совершаются богослужения. Отремонтированы братский корпус и чудом сохранившийся деревянный домик старца Варнавы. Продолжаются реставрационные работы в действующем Черниговском соборе, великолепие которого поражало современников его создания. В конце XIX века он считался одним из самых изысканных и богатых храмов России. Ныне в нем находятся два чтимых списка с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Черниговская-Гефсиманская; рака с мощами преподобного Варнавы Гефсиманского, обретенными в начале 90-х годов; рака с частичками мощей многих великих святых и камень от гроба Божией Матери из Иерусалима. О встрече преподобного Варнавы с Государем Императром Николаем II и членами Августейшей Семьи напоминает замечательная фреска над ракой святого в соборе.
В Иверской пещерной часовне находится гробница с честными останками основателя Пещер, блаженного Филиппушки — схимонаха Филиппа (Хорева), перенесенными с кладбища Киновии. В настоящее время подготовлены материалы к его прославлению в лике святых.

Идет масштабная реставрация в построенной еще в XIX веке пятиярусной колокольне (высота 72 метра). В ней находятся два храма: действующий — во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и реставрируемый — во имя святых равноапостольных Константина и Елены.

В сентябре 2015 года наша съемочная группа, работающая над фильмом о преподобном Серафиме Вырицком, прибыла в дивную обитель, где подвизался его духовный отец. На несколько дней мы перенеслись в молитвенную атмосферу того светлого времени, которую удалось воссоздать нынешним насельникам скита. Чинно, торжественно идут богослужения, совершаются Таинства и братские молебны. Впечатления воистину незабываемые. Ощущалось, что святитель Филарет, преподобный Антоний, схимонах Даниил, схимонах Филипп и преподобный Варнава с братией согревали нас своей любовью и помогали в работе. В этом святом месте более всего поражает какая-то особая тишина, буквально проникающая в душу. И это несмотря на присутствие паломников.

Мне посчастливилось и ранее посещать Гефсиманский Черниговский скит — в 1997 и в 2001 годах, когда создавалась моя книга о преподобном Варнаве Гефсиманском. Несомненно, что за прошедшие годы произошли колоссальные изменения — по милости Божией монастырь вновь превращается в одну из жемчужин Святой Руси.
Батюшка Варнава нас однажды спас. Было это в 1998 году. На Валааме. Шли от центрального острова архипелага на святой остров, где подвизался в пещерке преподобный Александр Свирский. Утлое суденышко было перегружено до предела. Борта на уровне воды. Много желающих было. Вдруг, как бывает на Ладоге, резко почернело небо и налетел штормовой шквал. Вот-вот разразится буря. Лодку стало заливать. Не успевали вычерпывать. До берега далеко. Глубина около 100 метров… Не знаю почему, я вдруг от всего сердца взмолился преподобному Варнаве и запел ему тропарь: «Измлада Христа Бога чисте возлюбив, сын утешения был еси…» Вскоре небо также неожиданно очистилось, выглянуло солнце, и наступил полный штиль. Сидевший через несколько человек от нас инок привстал, вынул из внутреннего кармана икону отца Варнавы и сказал: «Примите этот образ — я из Гефсиманского скита». Так мы и познакомились…
Преподобне отче Варнаво, милостивый помощниче и теплый о нас молитвенниче, моли Бога о нас!

С пожеланиями милости Божией всем читателям,
В.П.Филимонов, русский писатель-агиограф