Рапорт Епископа Алеутского и Северо-Американского Тихона от 19 Февраля 1901 г.

Святейшему Правительствующему Синоду
Тихона, Епископа Алеутского и Сев.-Американского, рапорт.

Указом Вашего Святейшества от 23 Января с.г. за № 468 поручено мне доставить свое заключение по поводу представления Преосвящ. Николая, бывшего Епископа Алеутского, относительно возношения Имени Государя Императора и Царствующего Дома при Богослужениях в Америке.
В своем представлении Преосвящ. Николай пишет, что возношение это среди прихожан нерусского подданства вызывает иногда большие соблазны и служит камнем преткновения при присоединении к Православию, так как поддерживает в инославных ложное убеждение, что Царь есть глава Русской Церкви, и что вступающий в нее чрез это становится как бы подданным Царя; «дайте нам, говорят, Православную Церковь, а не цареславную». Для успокоения «немощной совести» Преосвящ. Николай и предлагает поминать Государя лишь в тех приходах, где причт и церковь содержатся на счет Русского Государства, а в прочих не вменять этого в обязанность; причем Преосвященный надеется, что такое решение положит конец всем соблазнам и кривотолкам врагов Православия и вызовет благие последствия для Православия в Америке.
Что на Западе очень распространено ложное мнение о главенстве Царя в нашей Церкви, и что в Америке нередко раздаются упреки нам в «цареславии», – это не подлежит сомнению. Но я не думаю, что то и другое окончательно прекратятся, если мы не станем поминать Государя при Богослужении. У недоброжелателей наших найдутся и другие поводы приписывать нам учение о главенстве Царя в Церкви: станут говорить, напр., как уже и говорят, что Царь назначает епископов, что определения Свят. Синода издаются «по указу Его Императорского Величества» и т.п. Конечно, все эти доводы нетрудно опровергнуть, но дело здесь в злонамеренности и неискренности противников, на которых, поэтому, не действуют и резоны. Неискренность эта видна из их же слов. «Один из главарей унии, пишет Преосвящ. Николай, выразил даже мысль подчиниться юрисдикции Карловацкого Православного Патриарха, лишь бы избавиться от Ватикана и Цареславия». Спрашивается: почему же он не сделал этого, если серьезно думал и искренне желал быть православным? Ведь мы нимало не обижались бы, если бы униаты при воссоединении стали подчиняться юрисдикции Православной власти, хотя бы и не Русской, так как вовсе не домогаемся господствовать над ними, а лишь желаем, чтобы они познали истину Православия.
Я не думаю также, что с прекращением молений о Государе дело воссоединения униатов в Америке пойдет особенно быстро и успешно. В своих рапортах и отчетах я высказывал, что вызывает и задерживает воссоединение их, и в числе этих причин, по моему мнению, вышеуказанное не имеет первостепенного значения. А посему я и не нахожу достаточно твердых и принудительных доводов к тому, чтобы поступаться принятым порядком в пользу выгод, лишь проблематичных, тем более, что проэктируемое Преосвящ. Николаем является пока еще преждевременным. Предполагается поминать Государя лишь в тех приходах, причты и церкви коих получают штатное содержание от Русского Государства, а в прочих не обязываются этого делать. В настоящее время из 20 приходов на континенте Америки 11 получают штатное содержание; но и все остальные (кроме Гарсгорна) получают значительное пособие от Духовного Правления из остатков от штатных сумм; выходит таким образом, что во всех существующих приходах следует поминать Государя. Независимо от сего, предлагаемый порядок поминовения может внести двойственность и разделение в церковно-богослужебную жизнь приходов одной Епархии и в результате, пожалуй, будет только давать повод приходам, не получающим штатного содержания, добиваться оного.
Мне думается, что для избежания упреков нам в излишнем цареславии достаточно и тех мероприятий, которые были сделаны мною еще в 1899 г. после первого обозрения приходов Епархии. Я предписал, чтобы, во-первых, наряду с Государем везде неопустительно поминался Президент Штатов (в Канаде – Английск. Корол.); а в тех приходах, где много греков или сербов, сверх сего поминались еще Греческий Корол. дом, или Сербский Король и Черногорский Князь, особенно в дни национальных их праздников. Во-вторых, – чтобы возносились моления о Государе Императоре без прибавления слова «наш» и о «всем Царствующем Доме» без поименного перечисления Первых Членов оного – Императриц и Наследника; в-третьих, – чтобы из Царских дней праздновались только дни Государевы, причем положенные молебствия дозволяется совершать не в самые эти дни, когда трудно требовать от рабочих-прихожан, чтобы они посещали церковь, а в ближайшие воскресные дни. (Считаю нелишним присовокупить, что второе и третье распоряжения не касаются Кафедрального Собора в С-Франциско, где, как бы, русская «территория»). Кроме сего, духовенство Епархии неукоснительно разъясняет прихожанам, что мы молимся за Русского Царя не как за Государя их, а как за Благодетеля, «христианского благочестия Ревнителя, Защитника и Покровителя Правосл. Церкви». Таковым и считают Его все наши здравомыслящие прихожане, которые нередко, без всякого постороннего внушения, отправляют приветственные телеграммы Государю, ибо, конечно, видят защитника своей веры и народности не в Президенте Штатов и не в Австрийском Императоре, а в Русском Православном Царе.

Вашего Святейшества нижайший послушник,
Тихон, Епископ Алеутский и С. Американский
№ 29.
19 Февраля 1901 г. С.-Франциско

 

РГИА, ф. 796, оп. 177, год 1896, д. 3339, л. 7–9об.