Священная находка

ikonaПо благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия наместник Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) начал работу по продолжению «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» — известного труда, написанного в 1896 году священномучеником Серафимом (Чичаговым). Предлагаем совершить экскурс в историю ключевого события для современной Русской Церкви — празднования второго обретения мощей прп.Серафима Саровского.
Явление миру мощей святого преподобного батюшки Серафима после многих лет забвения и поругания началось… с решения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода об избрании на Тамбовскую кафедру секретаря Ленинградской епархии архимандрита Евгения (Ждана). 31 мая 1987 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась его архиерейская хиротония. Ее возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) в сослужении сонма архипастырей, среди которых был и архиепископ Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов).

Волна в защиту святых останков
Вступив в управление Тамбовской епархией, владыка Евгений изучал в архиве документы о закрытии Тамбовского кафедрального Спасо-Преображенского собора и изъятии мощей святителя Питирима и по неизреченному Промыслу Божию обнаружил также документы вскрытия сотрудниками НКВД раки со святыми мощами преподобного батюшки Серафима. Поскольку до 1917 года Свято-Успенская Саровская пустынь входила в состав Тамбовской епархии, а преподобный Серафим, как говорится в его акафисте, был «тамбовския страны священным украшением…», владыка Евгений живо заинтересовался документами, содержавшими подробное описание кощунственного вскрытия, и поделился этим с викарием Ленинградской епархии, епископом Ладожским Арсением (Епифановым).
К тому времени во многих епархиях Русской Православной Церкви были поданы ходатайства в Совет по делам религий при Совете министров СССР о возвращении из тьмы музейных запасников святых мощей угодников Божиих. Так Церкви были переданы мощи святителей Феодосия Черниговского, Питирима Тамбовского, Иннокентия Иркутского, Феодосия Тотемского, святых Зосимы и Савватия Соловецких, святого благоверного князя Александра Невского и святого праведного Симеона Верхотурского.
Мощи святого преподобного Серафима община верующих города Темникова, возглавляемая священником Успенской церкви, тоже пытались вернуть еще в далеких 1946 и 1948 годах, но в то время все было безуспешно.
Когда из Музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе города Ленинграда, в 1990 году были переданы Московской Патриархии мощи Соловецких угодников Зосимы и Савватия, директор музея С. А. Кучинский официально сообщил, что в фондах музея никаких мощей больше нет, кроме частиц в иконах, которые со временем предполагают вернуть Церкви.

«Как громом ударило»
Открытие святых мощей батюшки Серафима Саровского, находящихся в фондах Музея истории религии, было полной неожиданностью. Никто из сотрудников об этом и не подозревал, и никаких документов на этот счет не было.
Сотрудник музея Павлов так описывает это событие: «В начале ноября 1990 г. в одном из хранилищ музея проводился отбор предметов для передачи их церкви. И вот в дальнем углу хранилища наше внимание привлек прямоугольный предмет, свыше 1,5 метра длиной, обшитый тканью. По виду предмет напоминал деталь мебели, и, очевидно, поэтому до сих пор он не вызывал интереса. Однако на этот раз проверка велась особо тщательно, и один из сотрудников Е. М. Лучшев предложил вскрыть обшивку. Отпороли край ткани, и стало ясно — перед нами мощи. Через некоторое время я, в присутствии Е. М. Лучшева, провел их освидетельствование. На деревянном прямоугольном постаменте под слоем марли и ваты лежали полные мощи с сохранившимися белыми порыжевшими волосами и бородой. На голове была черная скуфья с круглой прорезью, которая, как известно, делается, чтобы верующие прикладывались к мощам. На груди покоился медный наперсный крест в серебряной оправе. Руки были сложены на груди. На руках — священнические поручи и белые атласные рукавички, на которых золотом вышито, на одной: «Преподобный отче Серафиме», на другой — «Моли Бога о нас». После этого меня как громом ударило: я почувствовал, что происходит очень важное событие. Мощи мы сразу перенесли в отдельное хранилище, под замок…»
О находке святых мощей сразу доложили руководству музея. Директор Кучинский, выслушав рассказ и лично убедившись в находке, позвонил Святейшему Патриарху Алексию II, который меньше полугода назад, 10 июня 1990 года, стал 15-м Предстоятелем Русской Православной Церкви. «Ваше Святейшество, — сказал он, — я хотел бы вас порадовать, но у меня очень большие сомнения, потому что никаких документальных свидетельств нет. При разборе хранилищ в одном из гобеленов был обнаружен большой сверток. Когда мы его развернули, то обнаружили там скелет человека с надетыми на руки рукавичками. На одной было вышито: «Преподобне отче Серафиме», на другой — «Моли Бога о нас».
По окончании телефонного разговора Святейший Патриарх спросил у находившегося в тот момент рядом с ним своего викария епископа Истринского Арсения (Епифанова): «Что же мы можем привести во свидетельство? Как нам установить подлинность мощей?» Преосвященный Арсений вспомнил рассказ Тамбовского владыки Евгения о его находке в архиве акта о вскрытии мощей преподобного Серафима и рассказал об этом Святейшему.
Святейший Патриарх незамедлительно связался с владыкой Евгением, который подробно рассказал ему о своих изысканиях в архивах. После этого Первосвятитель благословил образовать специальную комиссию по установлению подлинности обнаруженных мощей. Председателем комиссии был назначен епископ Тамбовский и Мичуринский Евгений, а его помощником — викарий Московской епархии епископ Истринский Арсений.
Podpisyvayut-akt-o-peredachi-m-moshhej

Освященное дознание
Итак, председателю комиссии надлежало в первую очередь выявить в архиве документы о вскрытии мощей батюшки Серафима, сохраняя все в тайне, пока не будет полной уверенности в том, что мощи, найденные в Музее истории религии, подлинные. С четырех найденных документов, датированных 1920 годом, были сделаны копии, после чего комиссия во главе с епископом Евгением 25 декабря 1990 года выехала в Ленинград.
«Особое значение для работы комиссии представлял акт закрытия мощей 16 августа 1921 года, — описывает событие «Журнал Московской Патриархии», — …в нем <…> была зафиксирована последовательность действий, предпринимаемых членами комиссии 1921 года, и указывалось расположение всех частей святых останков <…> Деревянная трапециевидной формы подставка размером 161х51 см, а на ней сверток, покрытый синей плотной бумагой, — вот что представилось взору членов комиссии. После снятия бумаги стали видны покрытия из ваты и марли, под которыми были обнаружены честные останки. Едва уловимый запах благовония наполнил помещение. Подобный запах ощущался, как засвидетельствовал епископ Тамбовский Евгений, когда были вторично обретены мощи святителя Питирима Тамбовского. При дальнейшем осмотре святых мощей и соотнесении <…> с описаниями святых останков, зафиксированными в документах, комиссия установила, что покоящиеся в запасниках Казанского собора останки являются святыми мощами <…> преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского <…>. И наконец после многих десятилетий молчания перед честными мощами великого угодника Божия под благодатными сводами Казанского собора зазвучало: «Ублажаем, ублажаем тя, преподобные отче наш Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов».
Теперь комиссия могла доложить Святейшему Патриарху, что, согласно акту закрытия мощей в 1921 году, до наших дней сохранились практически все их части. Неопровержимыми доказательствами принадлежности честных мощей великому Серафиму Саровскому, чудо-творцу, явились, во-первых, черный куколь с отверстием в лобной части, в котором находится череп, частицы кожи и волосы седовато-рыжеватого цвета, что полностью соответствует описаниям акта освидетельствования мощей 1903 года, во-вторых, подушечка зеленого цвета, на которой покоилась честная глава преподобного, а также медный иерейский крест с цепочкой. В области груди крестообразно сложены руки в белых шелковых варежках: на правой золотыми нитками вышитая надпись: «Преподобный отче Серафиме», а на левой: «Моли Бога о нас», что также соответствует акту 1921 года. И наконец кости предплечий полагаются в вате и поручах из золотой парчи с тремя позолоченными пуговицами в каждой. Единственная и необъяснимая утрата — исчезновение костей левой ступни и заключающей их в себе белой туфли…»
Епископ Истринский Арсений (Епифанов), ныне митрополит, вспоминал: «…мы приехали в Казанский собор, нас провели в комнату, куда принесли длинное ложе, покрытое толстой синей бумагой, под которой в какой-то материи и вате находились останки святого. Когда сняли бумагу, мы увидели, что святые мощи составлены в скелет, во весь рост. Первым бросилось в глаза то, что на мощах надет медный крест на цепочке и рукавички с вышитой на них молитвой «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас». Не знаю, что испытал в этот момент владыка Евгений, но меня объял благоговейный трепет, было такое состояние, когда не знаешь, что делать дальше. Но прошло минутное оцепенение, я подготовил акты, а владыка Евгений начал осматривать святые мощи, которые мы стали сопоставлять с документами, подробно описывающими останки преподобного Серафима Саровского. Сложно передать чувство, которое я тогда испытывал: особое благоговение и вместе с тем неописуемое внутреннее напряжение от сознания, что рядом необыкновенное, великое сокровище. Когда освидетельствование закончилось, святые мощи снова закрыли бумагой, перенесли в особую комнату и опечатали ее. После этого мы сразу поехали в епархиальное управление и позвонили Святейшему Патриарху, сообщив ему о том, что это, несомненно, мощи преподобного Серафима, и поздравили Святейшего с великой радостью…»

Благолепная оправа
Вернувшись из Ленинграда, епископ Тамбовский Евгений и епископ Истринский Арсений доложили все обстоятельства осмотра мощей батюшки Серафима, после чего Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал распоряжение директору завода «Софрино» Евгению Пархаеву изготовить раку для мощей преподобного. Одновременно с этим он вызвал к себе архиепископа Горьковского и Арзамасского Николая (Кутепова) и сообщил ему об этом радостном событии. В кратчайший срок в софринских художественных мастерских Московской Патриархии была изготовлена бронзовая рака для мощей батюшки Серафима. Дата официальной передачи Русской Православной Церкви святых мощей была определена на 11 января 1991 года.
Накануне, 8 января, в Богоявленском Елоховском соборе Святейший Патриарх в сослужении сонма архипастырей и духовенства совершил Великую Рождественскую вечерню, после которой, обращаясь к молящимся, всенародно объявил о находке:
— Много скорбей на нашем пути, но Господь дает нам и радости: воссоздание храмов Божиих, которые были осквернены и поруганы, возвращение Церкви святынь, перед которыми молились люди Божии. Мне хотелось бы вам сказать об одной такой радости — обретены мощи преподобного Серафима Саровского, и через два дня я выезжаю в город на Неве, чтобы принять это бесценное сокровище! Святые мощи преподобного Серафима пробудут там до февраля для поклонения им верующих этого града, а затем будут торжественно перенесены в первопрестольный град, в этот собор, для поклонения и молитвы великому угоднику. По моему поручению в Ленинград выезжала комиссия, которая обследовала святые мощи. Завтра приготовленная для них рака будет отправлена в город на Неве, и 11 января из Казанского собора они будут перенесены в Александро-Невскую лавру.
Итак, 10 января 1991 года епископы Тамбовский Евгений и Истринский Арсений вновь отправились в Ленинград, для того чтобы облачить святые мощи и переложить их в новую бронзовую раку. В сопровождении наместника Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры протоиерея Игоря Мазура, ключаря собора диакона Георгия Минаева и келейника епископа Арсения Игоря Беловенцева они сопроводили раку в Музей истории религии, располагавшийся в Казанском соборе.
После встречи с руководством музея члены комиссии приступили к облачению святых мощей. При чтении акафиста преподобному Серафиму Саровскому, чудотворцу, его честные мощи святителями и священнослужителями омывались святой водой, помазывались елеем от Гроба Господня, а затем покрывались пеленами от преподобного аввы Сергия Радонежского и полагались в освященную раку. Честная глава великого чудотворца была положена в схимонашеский куколь, сшитый в лавре великого аввы Сергия, и водружена на ту же подушечку. Поверх вновь сшитой епитрахили крестообразно сложены были в тех же рукавичках руки преподобного, а честную грудь его венчал иерейский крест (по преданию, благословение его матери). И наконец <…> великому угоднику Божию и чудотворцу Серафиму пропели величание, и, испросив его благословения, <совершив> последнее в этот день поклонение, члены комиссии отбыли из Казанского собора.

Молитвы новопрославленным угодникам
На следующий день Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), епископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана), епископа Истринского Арсения (Епифанова) и епископа Подольского Виктора (Пьянкова) прибыл в Ленинград для участия в торжественной церемонии передачи Церкви мощей преподобного Серафима Саровского. На Московском вокзале Ленинграда Предстоятеля Русской Церкви встретили митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев) с духовенством митрополии, председатель Ленинградского совета Анатолий Собчак и многочисленные верующие.
Свой Первосвятительский визит Святейший Владыка начал с молитвы недавно канонизированным святым: блаженной Ксении Петербуржской и праведному Иоанну Кронштадтскому. Перед началом молебна в часовне блаженной Ксении Его Святейшество обратился к прихожанам: — Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с праздником Рождества Христова, с новолетием и с сегодняшним событием — возвращением честных мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Я думаю, что Господь, смиряя нас трудностями и печалями, дает нам и радости духовные. Обретение мощей преподобного Серафима и является такой духовной радостью. Молитва преподобного Серафима должна укрепить нас в нашем служении и в преодолении испытаний, выпавших на долю нашего общества. Церковь Христова, сохранившая, несмотря на все трудности и испытания, духовно-нравственные ценности, готова поделиться ими с нуждающимся в обновлении обществом.
Затем Святейший Патриарх направился в Иоанновский монастырь на Карповке, где в храме в честь святого преподобного Иоанна Рыльского совершил молебен святому праведному Иоанну Кронштадтскому и приложился к его гробнице. По окончании молебна Его Святейшество обратился к собравшимся:
— Мы начали пребывание в городе на Неве с молебна у гробницы святой блаженной Ксении и здесь, на месте погребения дорогого батюшки, праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского. Сегодня мы будем принимать вновь обретенную святыню — мощи преподобного Серафима. До середины февраля они останутся в Троицком соборе Александро-Невской лавры для поклонения верующих северной столицы, а потом будут торжественно перенесены в Москву, где пробудут предположительно до середины июля. К этому времени должен быть готов собор Дивеевской обители, куда и будут торжественно сопутствованы святые мощи. За последние годы прославлены блаженная Ксения Петербуржская, святой Иоанн Кронштадтский, возвращены мощи святого благоверного князя Александра Невского, соловецких угодников Зосимы, Савватия и Германа. Я рад, что мы вместе переживаем все эти торжества. Сегодня и завтра мы будем молитвенно предстоять цельбоносным мощам преподобного Серафима, будем молиться о том, чтобы он умирил жизнь нашу. Будем вспоминать его слова: «Стяжи в себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя». Нам сегодня как никогда нужен мирный дух, потому что бурное житейское море волнуется, иногда захлестывая корабль нашего общества. Будем же надеяться на то, что святой преподобный Серафим, изливавший на всех приходящих к нему мир и радость, исполнит и наши души радостью и миром в дни второго обретения его мощей.

Уникальная икона
Церемония передачи мощей преподобного Серафима началась в 16:00 в Казанском соборе, где располагался Музей религии и атеизма. Обращаясь к Святейшему Патриарху, директор музея Станислав Кучинский подчеркнул, что с сожалением вспоминает трагические события прошлых лет, когда несправедливо попирались интересы верующих. Атеистам, по его словам, предстоит учиться терпимости. Музей же оказался хранителем многих святынь, которые сейчас передаются Русской Православной Церкви. В заключение своего приветственного слова он передал Его Святейшеству икону преподобного Серафима с частицей его мощей.
— Уже позднее, рассмотрев икону, мы увидели, что она весьма необычна, — вспоминал один из участников исторического события епископ Истринский Арсений. — Образ написан как бы в виде плащаницы: преподобный Серафим изображен с закрытыми очами и сложенными на груди руками. В доске, на которой написан образ, были углубления, прикрытые слюдяными стеклышками. Потерев их, мы увидели, что в верхней части иконы, над нимбом, находятся волосы преподобного; в середине, в груди — частица мощей, в нижней части, под ногами — частица то ли обуви, то ли гроба (я не рассмотрел точно); в левой части иконы, где изображена мантия, — кусочек одежды преподобного.
Приняв святой образ, Святейший Патриарх положил его на раку с мощами преподобного старца Серафима и обратился к присутствующим с Первосвятительским словом:
— Происходящее ныне событие <…> не может оставить равнодушными не только верующих церковных людей, но и многих наших соотечественников. Русской Православной Церкви возвращается великая святыня — мощи святого преподобного отца нашего Серафима Саровского. Воистину, дивны дела Господни! То, что было достоянием всего нашего народа, то, что казалось безвозвратно утраченным, то, о чем долгие тяжелые годы сожалели тысячи православных христиан, сегодня здесь, перед нами: преподобный Серафим Саровский не только духом, но останками своими с нами. В этом мы усматриваем особый, добрый, обнадеживающий знак — знамение примирения и надежды. Преподобный Серафим, так долго и кротко учивший о стяжании Святого Духа, сегодня еще раз напоминает всем нам о христианском мирном духе. Актуальность этого призыва очевидна. Духовно радуясь и торжествуя, мы прекрасно понимаем, что Промысл Божий действует в мире через конкретных людей, через определенные обстоятельства. <…> хочу сердечно поблагодарить руководство этого пока еще музея, но уже и храма, за проявленную инициативу, за помощь во втором обретении мощей всероссийского чудотворца преподобного Серафима Саровского. Эта передача не первая. Русской Православной Церкви уже были возвращены мощи святого благоверного и великого князя Александра Невского, мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Обретение же и передача мощей святого Серафима Саровского стали событием, о котором трудно было даже помыслить еще совсем недавно. Вот конкретный пример добрых, достойных взаимоотношений Церкви и государственных учреждений. Верующие нашей Церкви будут с благодарностью вспоминать этот радостный день, и, я уверен, хороший пример сотрудничества станет нормой нашей современной жизни. Надеюсь, что навсегда в прошлое ушло время тяжелых испытаний для Русской Православной Церкви, время поругания, унижения и оскорбления религиозных чувств, время осквернения святынь. У народа должны быть святыни! Без них невозможно говорить о нравственности, о возрождении духовности и культуры. Без святости, без высокого идеала человек теряется в море зла и неправды. Уверен, что начавшийся процесс восстановления утраченного и искаженного образа Божия в человеке даст свои добрые плоды, если мы с любовью и благоговением будем относиться к великому наследию наших праотцев и отцов, к уникальному опыту жизни русских святых, к их заветам и наставлениям. Завершить это слово мне хотелось бы сердечным, молитвенным обращением к преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому, святые мощи которого здесь, перед всеми нами, перед лицом Русской Православной Церкви: отче наш Серафиме! При жизни твоей ты был источником Божественной любви и радости. Ныне, предстоя перед ракой с твоими святыми мощами, просим: научи нас братолюбию и радости в Духе Святом, помоги преодолеть все разногласия и нестроения, даруй мир и благоденствие Святой Церкви, Отечеству нашему в сей день и в грядущие времена.

Скрепленный подписями дар
Затем Святейший Патриарх и директор музея подписали акт следующего содержания: «В целях реализации Закона РСФСР о свободе вероисповеданий и исходя из безусловной необходимости возвращения Русской Православной Церкви ее святынь Государственный музей истории религии и Министерство культуры РСФСР 11 января 1991 года в Казанском соборе города Ленинграда передали Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II мощи преподобного Серафима, Саровского чудотворца».
Подписав акт передачи, Святейший Патриарх совершил первый молебен у вновь обретенных мощей, а затем рака была доставлена на площадь перед Александро-Невской лаврой, где ее встречали духовенство и многочисленные миряне. После тропаря и кондака преподобному все запели: «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме…», и Патриарх Алексий II на четыре стороны благословил град святого Петра иконой, переданной директором музея.
Под колокольный звон и молитвенное пение процессия направилась к Троицкому собору. Архипастыри во главе со Святейшим Патриархом внесли раку в собор, где был совершен благодарственный молебен, а потом — всенощное бдение с чтением акафиста преподобному. Присутствующие на богослужении имели радость впервые приложиться перед помазанием к обретенным цельбоносным мощам батюшки Серафима.
На следующий день, 12 января, в Трои¬цком соборе лавры была совершена Божественная литургия, на которой Его Святейшеству сослужил сомн архипастырей. После литургии и молебна преподобному Серафиму Саровскому Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил собравшихся с днем второго обретения мощей преподобного Серафима:
— Почти 150 лет отделяют нас от его блаженной кончины. В 1903 году состоялось торжественное прославление святого. Несмотря на последовавшее после революции закрытие Саровской и Дивеевской обителей и утрату мощей преподобного, память о нем жила в народе: как и при жизни, батюшка Серафим был близок людям. В молитве преподобному говорится: «Никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих». Для каждого он находил слово утешения, слово вразумления и указания пути в Царствие Небесное. Преподобный Серафим стяжал особую благодать духа Святого, приходящих к нему он встречал словами: «Радость моя!» Эта особая, неземная радость о Господе укрепляла людей в жизненном крестоношении, в делании добра и правды Божией. Святой молитвенник о земле Русской учил: «Стяжи в себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя». Сегодня, как никогда, нужно стяжать этот дар Духа Святого, стяжать дух мира, братолюбия, чтобы нести любовь и радость о Господе нашим ближним. И то, что преподобный Серафим снова с нами своими цельбоносными мощами, мы принимаем как дар Божий, как знамение милости Божией.
Воспоминания Святейшего Алексия II
За братской трапезой Его Святейшество рассказал архипастырям и духовенству некоторые подробности второго обретения мощей:
— История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса — в Донской монастырь. Далее след теряется. Верующему народу было трудно смириться с мыслью о том, что мощи святого безвозвратно утеряны. Во многих местах находили какие-то предметы, которые приписывались преподобному: его топорик, части одежды, мантии, рукавички. После получения информации из музея я стал искать другие сведения, в первую очередь, акт о вскрытии мощей. Мощи не полностью нетленны. Митрополит Антоний (Вадковский) делал специальное разъяснение по их поводу в 1903 году при прославлении. Акт был найден. И, сопоставив два акта — о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, я направил в Ленинград двух архипастырей — епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, — которые провели тщательное обследование мощей.
В акте 1920 года очень подробно были описаны некоторые детали: поврежденный позвоночник (он был поврежден грабителями, напавшими на преподобного), отсутствие одного ребра и целый ряд других признаков. Архипастыри, которые проводили осмотр, свидетельствовали также о чувстве благодатности и благоухания мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До дня передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне передачи их Русской Православной Церкви.
Возвращение мощей преподобного Серафима — общецерковная радость. Весть об этом распространилась очень быстро. Почитание преподобного Серафима у нас особое: и жизнью, и молитвенным предстательством он близок душе православного человека…»

Архимандрит Тихон (Затёкин),
наместник Вознесенского Печерского монастыря
http://nne.ru/svyashhennaya-nahodka/