В.М.Васнецов и создание Феодоровского городка в Царском Селе

ВаснецовНа долю В.М.Васнецова, ставшего символом русского национального искусства, выпала долгая и счастливая творческая жизнь. Создатель целого направления в религиозной живописи, основатель нового в русской исторической живописи былинно-сказочного жанра, он уже в начале ХХ в. становится признанным живым классиком. Его художественные прозрения 1880-90-х гг. предвосхитили и во многом заложили основы новорусского стиля. [1] «Это художник и большой! … Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника — таланта Виктора Васнецова». [2]
Оставаясь в дальнейшем верным своему сложившемуся и глубоко осмысленному художественному методу, В.М. Васнецов не принял и негативно оценил новые течения в искусстве: «Я, как …известно, человек Старой Руси, а Новая Русь (скорее — Нерусь) мне не по сердцу — это тоже своего рода духовное декадентство, захватившее и старцев, и мужей, и почти всех юношей до младенцев включительно» (1906).[3] В этот период он организовал пять своих персональных выставок в Москве и Петербурге (1903, 1904, 1905, 1910, 1912/13), причем первые четыре были целиком посвящены религиозной живописи.
Произведениям Васнецова посвящались не только многочисленные статьи и монографические обзоры, они публиковались отдельными изданиями, в Москве их показывали на специальных чтениях для учащихся, а популярные периодические издания разносили их по всей стране. Поистине всенародной славе художника способствовало также широкое распространение дешевых репродукций и многотысячных тиражей почтовых открыток.

Храмовые росписи Васнецова были признаны эталоном, им подражали, их копировали в десятках и десятках православных храмов. Изучение и копирование религиозных работ Васнецова входило в программу занятий иконописных школ. В.М. Васнецов был глубоким знатоком древнерусского искусства. В своем знаменитом московском доме-тереме, построенном в 1893-1894 гг., он собрал сравнительно небольшую, тщательно подобранную коллекцию иконописи. Собрание было доступно друзьям и специалистам, более того Васнецов охотно экспонировал наиболее ценные иконы на выставках русской старины. [4]

Хорошо знали и ценили Васнецова при русском Дворе. Сам художник, будучи глубоко религиозным человеком, патриотом и монархистом, не скрывал своих взглядов. 9 июля 1912 г. Николай II своим указом возвел В.М. Васнецова и его детей в потомственное дворянское достоинство. [5]  Отдавая большую часть времени творчеству, В.М. Васнецов не оставался в стороне от бед и забот своего Отечества. Во время Первой мировой войны он пожертвовал на нужды раненых и их семей свое ежегодное жалованье в 1500 руб.(получаемое за росписи в киевском Владимирском соборе), передавал свои произведения на благотворительные аукционы, выполнял эскизы для благотворительных плакатов и открыток.

Непререкаемый авторитет В.М.Васнецова в вопросах русского религиозного искусства делал художника особенно желательным консультантом при возведении новых храмов и других зданий в русском и новорусском стилях. Самый большой комплекс построек новорусского стиля был сооружен по воле Государя Императора Николая II в Царском Селе, а самыми значительными страницами этой каменной летописи, в создании которых принял непосредственное участие Васнецов, стали Феодоровский Гоcударев собор (1909-1912, архитектор В.А. Покровский) и Феодоровский городок (1913-1917, архитектор С.С.Кричинский). [6]

Расположенные рядом с императорской резиденцией, Александровским дворцом,Ломан Феодоровский Государев собор, ставший приходом Их Императорских Величеств, и городок, объединивший около десятка жилых и хозяйственных зданий, окруженных декоративной крепостной стеной, были построены во многом благодаря целеустремленности и неутомимой энергии Д.Н.Ломана, а также положению, занимаемому им. Дмитрий Николаевич Ломан (1868-1918) — полковник Собственного Е.И.В. Сводного пехотного полка (охранявшего царскую семью), офицер по особым поручениям при Дворцовом коменданте, ктитор Феодоровского Государева собора, активный участник сооружения Феодоровского городка, а во время Первой мировой войны дополнительно начальник и уполномоченный по Государыни Императрицы Александры Федоровны Царскосельскому военно-санитарному поезду № 143, начальник лазарета № 17 при Федоровском городке Великих княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны и т.д., серьезно интересовался древнерусским искусством и музыкой, собирал памятники старины, последовательно стремился к внедрению на основе возрождения и творческой переработки древнерусских традиций нового единого русского стиля, охватывающего все стороны среды проживания — от внешнего вида зданий до созвучного ему оформления одежды и предметов домашнего обихода. [7] 

В.М.Васнецов высоко оценил значение нового царскосельского строительства и охотно откликнулся на просьбу о помощи и художественных консультациях. Он наблюдал и исправлял погрешности в работе московского иконописца Н.С.Емельянова, написавшего главный иконостас Феодоровского Государева собора; составил эскизы костюмов для служителей и певчих собора; был членом Комитета по росписи Феодоровского Государева собора (успели расписать нижний «пещерный» храм прп.Серафима Саровского, верхний храм Феодоровской иконы Божией Матери из-за событий Первой мировой войны так и остался нерасписанным); состоял членом совещательных заседаний Комитета по постройке домов при Феодоровском Государевом соборе (председателем был Д.Н. Ломан); корректировал эскизы росписей Трапезной палаты Феодоровского городка, выполненные московским иконописцем Г.П.Пашковым; редактировал художественную часть альбома «Феодоровский Государев собор» (Царское Село-М.,1915); рекомендовал для работ в Царском Селе московских художников Л.А.Сырнева, М.Г.Кирсанова и пр.

В создании царскосельских «русских» построек принимал и участие московские церковно-художественные фирмы Хлебникова [8], Оловянишникова, Мишуковых [9], фабрики А.В.Голосова, Н.Т.Стулова и Сапожниковых, иконописная мастерская НЛ. и Г.П.Пашковых, керамический завод «Абрамцево: и многие другие. Одним из наиболее активных помощников Д.Н. Ломана стал директор «Товарищества художественной скоропечатни А.А.Левенсон» С.С.Ермолаев. В этой лучшей московской художественной типографии был напечатан и упоминавшийся выше альбом, и все другие издания, предпринятые Ломаном. Ломан с сыномЗа время строительства у Д.Н.Ломана установились тесные связи со многими знатоками и ценителями русской старины, учеными, художниками, коллекционерами, владельцами художественно промышленных фирм и мастерских. Именно среди них он нашел понимание и поддержку, именно они составили костяк, созданного в марте 1915г. Общества возрождения художественной Руси (ОВХР).

Идейные взгляды Д.Н.Ломана были традиционны для его круга — просвещенное самодержавие как основа стабильного развития государства, Православная церковь как хранительница национальных устоев и морального здоровья населения, наконец, образованный зажиточный народ — создатель экономического могущества России. На этом фундаменте создавались Феодоровский Государев собор и Феодоровский городок, эти положения легли в основу программы нового Общества.

ОВХР возглавил влиятельный придворный, государственный и общественный деятель, знаток и собиратель памятников древнерусского искусства — князь А.А.Ширинский-Шихматов, но основные заботы по ведению дел ОВХР легли на плечи д.н. Ломана. В руководящий орган — Совет ОВХР вошли А.А.Бобринский, В.М.Васнецов, В.Н.Воейков, В.Т.Георгиевский, Н.В.Покровский, А.В.Прахов, М.С.Путятин, Н.К.Рерих, А.И.Соболевский, В.В.Суслов, А.В. Щусев и др.
Всего за период до Февральской революции членами ОВХР стало около 300 человек, но уже список 65 членов-учредителей дает вполне определенную картину его состава — это известные историки, археологи, собиратели, государственные деятели, церковные иерархи и даже князья императорской крови. В число учредителей помимо В.М.Васнецова вошли: В.Г.Глазов, Н.В.Глоба, И.П.Машков, А.В.Морозов, С.Г.Морозов, А.В.Орешников, И.С.Остроухов, С.П.Рябушинский, А.И.Успенский, П.С.Уварова, В.А.Харитоненко, Н.С.Щербатов, А.В.Щусев. Рядовые члены ОВХР были представлены такими именами как: Н.С.Емельянов, С.С. Ермолаев, Б.В.Зворыкин, Ф.Я. Мишуков, Н.П. и Г.П. Пашковы, В.И Педашенко, АД. Самарин, Г.В. Сапожников, МЛ. и Ф.П. Степановы и многие, многие другие.
члены строительного комитета 1ОВХР начало публикацию памятников древнерусского искусства, провело два конкурса на составление проектов мебели в русском стиле, составило «Азбучный справочник по замене иностранных слов», заложило основу музея русской старины. Среди задач, требовавших первоочередного решения, Общество выдвигало: изучение и охрану русских древностей, возрождение традиций допетровского искусства, развитие народных промыслов, организацию ознакомительных экскурсий для учащихся по русским городам, издание учебных пособий по русскому искусству для школ, широкое внедрение новорусского стиля в государственное строительство.
Февральская революция круто изменила судьбу Д.Н. Ломана и всех его начинаний. Революция звала к целям прямо противоположным тем, что отстаивали члены ОВХР, деятельность Общества стала быстро сворачиваться и окончательно прекратилась в октябре 1917 г. Трагически завершилась жизнь Д.Н. Ломана — он погиб во время «красного» террора осенью 1918 г. В.М.Васнецов сравнительно благополучно пережил кровавое лихолетье и дожил остаток дней в своем доме, который был сохранен и со временем превратился в дом-музей великого русского художника. Переписка В.М.Васнецова и Д.Н. Ломана, другие материалы сохранились в двух архивных фондах РГИА (ф. 489 и ф. 793). В этих фондах сохранились документы канцелярии Д.Н.Ломана, которая располагалась в Феодоровском городке.

1 Кириченко Е.И. Васнецов и неорусский стиль (Архитектурные работы художника и русское искусство конца XIX — начала хх в.) // Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926: Сб. мат. М., 1994. С. 8-14.
2 Нестеров М.В. Письма. Избранное. Л., 1988. С. 269.
3 Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987. С. 207.
4 К примеру, на петербургской выставке древнерусского искусства в конце 1911г. из 110 показанных икон 44 были представлены В.М. Васнецовым (Выставка иконописи и художественной старины [Каталог]. СПб.,1911-1912).
5 Короткина Л.В. Васнецов в письмах и оценке современников // Виктор Михайлович Васнецов. Указ. соч. С. 134.
6 Кричинский С.С. Постройка домов при Феодоровском Государевом соборе в Царском Селе// Зодчий. Петербург., 1916.№51. С.451-453.
7 Ломан Ю.Д. Воспоминания крестника императрицы. СПб.,1994; Федотов А.С. Обшество возрождения художественной Руси / / Актуальные проблемы истории русской культуры. М., 1991. С. 182-207; Федотов А.С. Из истории духовных и художественных исканий в России начала ХХ в. (Общ-во возрождения художественной Руси) //Малые города России: Культура. Традиции. М. — СПб., 1994. С.24-29.
8 Прочные деловые связи установились у Д.Н. Ломана с Владимиром Ивановичем Педашенко (художник, директор московской фабрики «Т-ва золотых и серебряных изделий И.П. Хлебникова сыновья и К», член ОВХР), получившим за изготовление иконостасов и др. утвари для Феодоровского Государева собора орден Станислава 2-й степени.
9 Мишуковы Федор Яковлевич и Василий Яковлевич, братья, владельцы фабрики серебряных и бронзовых изделий в Москве.

 А.С.Федотов