Ветхозаветные цари в освещении небиблейских источников

Пророки Даниил, Давид, Соломон

Археология – это наука о древнем мире, изучающая историческое прошлое человечества по памятникам материальной культуры. Соответственно, библейская археология – это наука о вещественных древностях, о которых рассказывается в Библии. Что следует понимать под термином «древности», или, иными словами, с чем имеет дело библейская археология? Во-первых, это развалины древних городов, их дворцов, домов, храмов, жертвенников крепостных стен, триумфальных врат… Во-вторых, это орудия труда, оружие, посуда, одежда и подобные им вещественные памятники. В-третьих, это монеты, печати, клейма, рисунки и надписи, высеченные на камнях, вырезанные на костяных и деревянных табличках, также нанесенные на глиняные черепки и папирус. Ученые-библеисты привлекают для своих исследований сохранившиеся до наших дней текстуальные памятники. Однако использование древних источников сопряжено с множеством трудностей и требует обширных, глубоких и разносторонних знаний, ибо оригинального текста не может заменить ни один перевод.
Рассмотрим некоторые небиблейские (археологические) источники, освещающие эпоху ветхозаветных царей, то есть период времени с конца XI до начала VI века до Рождества Христова.

Цари Саул, Давид и Соломон

В 1921 году Пенсильванский университет оправил за океан ученых для проведения раскопок на земле Палестины. В результате многолетних работ археологи установили, что некоторые из городских фундаментов Скифополя покоились на остатках древней стены Беф-Сана (XI век до Р.Х.), – той самой стены, на которой филистимляне повесили труп царя Саула. Филистимляне, нанеся поражение израильтянам, нашли на горе Гелвуй тела Саула и трех его сыновей. Они отсекли царю голову, его оружие отправили как трофей в капище Астарты, обезглавленное же тело Саула повесили на стене Беф-Сана для поругания (I Цар. 31: 8–13). Позднее в Беф-Сане были раскопаны остатки капища, в котором филистимляне поместили оружие Саула [2; с. 212].
Между 1961 и 1967 годами силами Британской школы археологии, Британской Академии наук, Королевского музея Онтарио и других организаций была обнаружена часть крепостной стены Иерусалима, возведенная еще в XVIII веке до Р.Х., со следами позднейшего ремонта. Вероятно, ремонт стены был осуществлен после захвата крепости иевусеев царем Давидом (II Цар. 5: 6–10; I Пар. 11: 4–9), т.к. до того иудеи смогли завоевать лишь низменную часть города иевусеев (Суд. I: 8, 21), но не саму крепость. Как писала Кэтлин Кеньон в одной из своих книг: «Археология не обнаружила многого из эпохи Давида… Давид действительно не был великим строителем» [8; р. 52].
Больше «повезло» царю Соломону. В 1955–1958 годах профессор Еврейского университета (Иерусалим) Игаль Ядин обнаружил древнюю, времен царя Соломона, казематную стену и городские ворота затерянного Гацора. Еще во время своих раскопок профессор был поражен идентичностью городских укреплений Гацора и городских укреплений Мегиддо, раскрытых в 1903–1905 годах учеными Восточного института Чикагского университета. Ядин нашел объяснение этого факта в Библии: «Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер» (III Цар. 9: 15). Итак, Соломон восстановил и разрушенный хананеями Газер, и отстроил Мегиддо и Гацор. Поэтому Ядин принял план городских укреплений Мегиддо как руководство к раскопкам в Гацоре. «Мы нанесли план на поверхность земли и сказали рабочим: “Копайте здесь, – и вы найдете стену, копайте здесь, – и вы найдете комнату”. Когда все получилось точно так, как мы предсказали, рабочие подумали, что мы волшебники. Когда же я прочитал им отрывок из Библии, то рабочие поняли, как мы вышли на это решение. Наш авторитет ужасно упал, зато значение Библии поднялось как никогда высоко» [11; р. 259]. Но это было не единственное «чудо», основанное на доверии к библейскому тексту. Изучив отчет ирландского археолога Роберта Макалистера о раскопках в Газере в 1902–1909 годах, Ядин нашел план «Маккавейской» крепости, на котором была изображена городская стена и одна половина городских ворот, почему они в отчете вообще не были названы вратами. Профессор опубликовал статью [13], в которой высказал предположение, что Газер, Мегиддо и Гацор были отстроены Соломоном по единому плану. И когда археологическая экспедиция раскопала в Газере вторую половину городских ворот, обнаружив при этом керамику Х века до Р.Х., – это стало подлинным доказательством точности библейских сообщений [1; с. 530].
В Гацоре и Мегиддо ещё были раскопаны конюшни Х века до Р.Х., то есть царские конюшни Соломона. До царя Давида евреи употребляли для верховой езды ослов (Суд. 5: 10; 10: 4; 12: 14; I Цар. 8: 16); начало коневодству было положено именно Давидом (II Цар. 8: 4). Авессалом по примеру своего отца завел в своем войске колесницы и лошадей (II Цар. 15: 1). Наконец, Соломон покупал лошадей в Египте (III Цар. 10: 28–29; II Пар. 9: 28).
В 1928 году Филипп Ги нашел в Мегиддо остатки пяти зданий Х века до Р.Х. Здания эти были идентифицированы как конюшни по рядам каменных столбов, чередовавшихся с каменными яслями, в которых размещались кормушки. Столбы не только поддерживали крышу здания, но и служили для привязи лошадей: в них были выдолблены отверстия для узды. Каждая конюшня предназначалась для тридцати лошадей. В дальнейшем в Мегиддо раскопали еще один комплекс конюшен. Археологи подсчитали, что всего в стойлах располагались примерно 450 лошадей, а в прилегающих сараях могли поместиться 150 военных колесниц [2; с. 243].
Так археология сделала наглядными краткие записи исторических книг Ветхого Завета.

Ровоам и Сусаким

«На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский вышел против Иерусалима и взял сокровища дом Господня и сокровища дома царского» (III Цар. 14: 25–26). Такими словами Библия повествует об опустошительном нашествии египетского фараона Шешонка (около 945–924 годов до Р.Х.). Сохранилась надпись на стене храма Амона в Карнаке (Фивы), где Шешонк перечислил захваченные им города: Беф-Анаф, Беф-Олам, Беф-Орон, Беф-Сан, Маханаим, Мегиддо, Мигдол, Равва, Рехов, Сунем, Фаанах и многие другие [6; р. 242–243]. Об успехе похода Шешонка в Палестину свидетельствует и найденный в развалинах Мегиддо небольшой фрагмент стелы фараона Шешонка [9; р. 60, 61]. Библейский текст говорит, что прозвучавшее со стороны пророка Самея грозное обличение Ровоама и его князей породило в иудейском народе покаяние, которое смягчило гнев Божий, так что и народ, и Иерусалим были спасены (II Пар. 12: 2–9, 12).Тем не менее, нанесенное египтянами поражение показало, что ни Ровоам, ни Иеровоам I уже не обладали могуществом царя Соломона.

Надпись моавитского царя Месы

В Библии повествуется, что когда после смерти Ахава моавитский царь Меса «отложился от царя Израильского» (IV Цар. 3: 5), то израильский царь Иорам, иудейский царь Иосафат и царь Едома, вместе пойдя против моавитян, нанесли последним поражение. Меса взял «сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него, и возвратились в свою землю» (IV Цар. 3: 27).
В 1868 году немецкий миссионер Фредерик Кляйн нашел в Дибане (современная Иордания) черный базальтовый монолит, покрытый строками текста [7; р. 6]. Содержание надписи составляет благодарственное обращение царя Месы к богу Хамосу, при помощи которого правитель расширил границы своих владений. Царь перечисляет все, что он сделал для своего народа в мирное время и на войнах. Среди своих врагов Меса называет израильского царя Амврия, который долгое время притеснял Моав: «Амврий (был) царь Израиля, он притеснял Моав многие дни, ибо гневался Хамос на страну свою… И захватил Амврий землю Мехедевы, и жил в ней дни свои и половину дней сына своего, сорок лет; но вернул ее Хамос во дни мои» [7; р. 14]. Иорам, внук Амврия, также продолжал притеснять Моав, но Меса «насладился (гибелью) его и его дома, и Израиль погиб навеки». Меса отвоевал с помощью Хамоса город Нево и истребил все его израильское население, как посвящение богу. Принадлежности алтаря Яхве царь перенес в святилище Хамоса. «И Хамос сказал мне: “Иди, возьми Нево у Израиля”. И я пошел ночью и сражался против него от зари до полудня. И я взял его и убил всех – семь тысяч мужей и юношей, и женщин и девушек и рабынь; ибо Аштар-Хамосу обрек я его. И я взял оттуда (сосуды) у Яхве и пронес их пред Хамосом» [7; р. 15]. Ветхий Завет ничего не рассказывает о завоеваниях Амврия в Моаве (см. III Цар. 16: 21–28); напротив, надпись на камне Месы свидетельствует, что Израиль жил в Медевы во дни царя Амврия. Так археология дополняет краткие записи исторических книг Ветхого Завета.

Салманассар III

В 1845 году англичанин Генри Лэйярд нашел в Нимруде двухметровый черный обелиск, украшенный двадцатью барельефами и 190 строками клинописи. К началу 1850 года надписи были расшифрованы, и выяснилось, что на обелиске изображен ассирийский царь Салманассар III (приблизительно 859–824 годы до Р.Х.), принимающий дань от покоренных им правителей. Одна из надписей под изображением Салманассара, стоящего перед упавшим перед ним на колени мужчиной, гласит: «Дань Ииуя из Бет-Хумри: я получил от него серебро, золото, золотую вазу, золотые кубки, золотую чашу, золотые кувшины, скипетры для царя и бальзамовое дерево» [2; с. 281], а в одной из 190 клинописных строк на обелиске повторено, что Ииуий, сын Амврия, уплатил дань Салманассару в 16-й год его правления, то есть в 841 году до Р.Х. Но в очень подробном повествовании Ветхого Завета об Ииуе (IV Цар. 9: 1 – 10: 36) не упоминается о том, что царь Израиля был данником Ассирии. Почему? Автор (или составитель) книги Царей явно сочувствовал Ииую, который, хотя и был узурпатором царской власти, тем не менее, явился орудием Божьего возмездия поклонявшимся Ваалу нечестивцам. Именно Ииуй истребил культ Ваала в Израиле (IV Цар. 10: 28), поэтому дееписатель мог сознательно опустить тот факт, что Ииуй с самого начало своего правления в Израиле опирался на Ассирию.
С именем Салманассара III связывают еще одну археологическую находку – обнаруженный в Кархе (турецкая провинция Диярбакыр) монолит с клинописью. В этих анналах Салманассара сообщалось, в частности, что царь Дамаска Венадад II создал коалицию 12 арамейских царей, дабы остановить ассирийскую агрессию. Но в 853 году до Р.Х. при Каркаре, что неподалеку от Дамаска, эта коалиция потерпела поражение: «Каркар, царский город, я разрушил, я разорил, я сжег огнем. 1 200 колесниц, 1 200 всадников, 20 000 воинов Адад-езера из Дамаска; 700 колесниц, 700 всадников, 10 000 воинов Ирхулени из Хамата; 2 000 колесниц, 10 000 воинов Ахава, Израильтянина…» [10; р. 223]. Далее царь Салманассар сравнивает себя с богом бурь: он рассеял всех неприятельских солдат, предав 14 тысяч из них мечу; он запрудил реку Оронт трупами, наполнив ее кровью врагов. Но хотя правитель Ассирии и хвастался своей победой, досталась она ему нелегко. На несколько лет Салманассар III отказался от ведения боевых действий в Средиземноморье [4; с. 472].

Феглаффелласар III

Генри Лейярд обнаружил в Нимруде не только обелиск Салманассара III; он нашел барельефы, на которых были перечислены данники ассирийского царя Феглаффелласара III (745–727 годы до Р.Х.). Из Писания мы знаем, что когда этот правитель вторгся в Израиль, то царю Менаиму удалось откупиться богатой данью: «И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей» (IV Цар. 15: 19). Найденная Лейярдом клинопись подтвердила, что среди данников ассирийского царя был израильский царь Менаим [10; р. 293].
Менаим вскоре почил, и вместо Менаима воцарился его сын Факия, который через два года был убит своим сановником Факеем (IV Цар. 15: 22–25). «Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, и Ианох, Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, все землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию. И составил заговор Оссия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него в двадцатый год Иоафама, сына Озиина» (IV Цар. 15: 29–30). На одной из плит, найденных Лэйярдом в Нимруде, сохранилось ценное свидетельство того, что Осия в своем заговоре против Факея опирался на ассирийцев: «Они свергли своего царя Факея, и я поставил царем над ними Осию» [3; с. 242]. Из библейского текста известно, что Осия исправно выплачивал дань Ассирии до самой смерти Феглаффелласара (IV Цар. 17: 3). Справедливости ради надо заметить, что данниками Фула являлись не только цари Израиля, но и иудейский царь Ахаз (IV Цар. 16: 7–8; II Пар. 28: 20–21).

Саргон II

В 1842 году французское правительство назначило Поля-Эмиля Ботту консульским агентом в Мосул (Ирак). Уже в 1843 году Ботта нашел в Хорсабаде огромный дворец, который оказался дворцом одного из великих царей Ассирии – Саргона II (ок. 722–705 гг. до Р.Х). Саргон упоминается в Библии по имени всего один раз: «…Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его» (Ис. 20: 1). В связи с этим событием пророк Исайя предсказал поражение Египта в войне с Ассирией и предостерег Иудею от ложной надежды на египтян. Эта же карательная экспедиция ассирийцев против восставшего Азота была описана в отчете Саргона о своих походах, вырезанном на стенах царского дворца. Но это было не самым главным открытием, связанным с именем Саргона Младшего.
Из текстов на стене хорсабадского дворца выяснилось, что именно Саргон II был тем ассирийским царем, который в 721 году до Р.Х. взял «…Самарию и переселил Израильтян в Ассирию и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских» (II Цар. 17: 6). Из этого текста четвертой книги Царств такого вывода сделать нельзя, ибо в предыдущих библейских стихах (IV Цар. 17: 1–5) говорится о царе Салманассаре V, который начал осаду Самарии. Но в 722 году до Р.Х. Салманассар V умер, и Ассирийский престол занял его брат Саргон II. «В библейской традиции предшественник, так долго ведущий осаду Самарии, естественно заслонил собою фактического завоевателя Самарии, переселившего часть израильтян в пределы Ассирии» [4; с. 537]. В одной триумфальной клинописи на стене дворца Саргона говорится: «Я осадил и взял город Самарию и вывел из нее 27 290 пленников. Я сформировал из них отряд в 50 колесниц и заставил остальных исполнять те или иные работы. Над ними был поставлен мой подручный, который следил за тем, чтобы они платили ему дань, которая некогда взималась их прежним царем» [3; с. 243].
Так археология, дополняя текст исторических книг Ветхого Завета, поясняет его.

Сеннахирим

С 1855 года в Британском музее хранится испещренная клинописью шестигранная глиняная призма, сантиметров 40 высотою. Обычно ее называют призмой Тейлора – по имени английского полковника, приобретшего ее в 1830 году в Ниневии. На призме Тейлора записаны анналы ассирийского царя Сеннахрима (приблизительно 705–681 годы до Р.Х.).
В 701 году до Р.Х. Сеннахрим начал свою очередную, третью компанию против Сирии, Финикии, Иудеи и Египта. Когда ассирийский царь собирал дань с правителей Сидона, Аммона, Моава, Едома и др., тогда жители Экрона свергли своего раболепного князька и восстали против Ассирии, призвав на помощь себе египтян. «Наместники, князья и люди Экрона, которые Пади, своего царя, союзника Ассирии, бросили в железные цепи и выдали Езекии иудею, совершив враждебность, грех и злодеяние, испугались и призвали к себе царей Египта, лучников, колесницы, коней царя Мелуххи, несчетную рать, и те пришли на помощь им… Я прибыл в Экрону и убил наместников и князей, совершивших грех. Тела их я повесил на столбах в окрестностях города. Жителей города, совершивших преступление и грех, я счел за добычу. Остальных, не несших греха и преступления, которые не имели за собою вины, я приказал помиловать. Я вывел из Иерусалима Пади, их царя, и посадил на трон господства над ними, наложив на него дань моего владычества» [5; с. 223]. Но Иерусалим Сеннахириму так и не удалось покорить.
«А (что касается) Езекии иудея, который не склонился под мое иго, (то) я окружил и завоевал… 46 городов его могучих, крепостей, и мелкие селения, что в их окрестностях, которым нет числа. 200 150 человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот без числа я вывел из них и счел добычею. Его самого, подобно птице в клетке, я запер внутри Иерусалима, его столицы. Я воздвиг против него укрепления и превратил выход из ворот города его в мерзость для него» [5; с. 223]. Далее следует самое интересное место отчета Сеннахиримма об осаде Иерусалима: ассирийцы не только не вошли в столицу Иудеи, но даже не смогли собрать дань с города. «Он, Езекия, …послал вслед за мною в Ниневею, город моего господства, с 30 талантами золота, 800 талантами отборного серебра, …вместе со своими дочерьми, наложницами своего дворца, певцами и певицами отправил своего гонца для отдачи дани и исполнения моего рабства» [5; с. 223–224]. Из Библии известно, что Ангел Господень поразил 185 тысяч ассирийцев: «И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахрим, царь Ассирийский и жил в Ниневеи» (IV Цар. 19: 35–36). «И возвратился он со стыдом в землю свою…» (II Пар. 32: 21).
Во время осады Иерусалима ставка ассирийцев расположилась в иудейском городе Лахисе. В 1849 году Генри Лэйярд нашел в Ниневеи дворец Сеннахирима, а в нем каменные плиты с изображением штурма Лахиса [2; с. 305–306]. На одном из барельефов царь, восседая на троне, принимает дань от трех кланяющихся жителей Лахиса.
Сочетание библейских стихов, текстов с призмы Тейлора и ниневийских барельефов делает этот исторический эпизод одним из наиболее освященных.

Навуходоносор II

В конце правления царя Ашшурбанапала Ассирия стала терять свое могущество и влияние. В 612 году до Р.Х. халдеи захватили Ниневию и подчинили себе всю Месопотамию. В 605 году до Р.Х. войска под командованием Навуходоносора II (605–562 годы до Р.Х.) разбили в сражении при Кархемисе египтян; Египет был в то время третьей мировой державой. Крошечная Иудея оказалась между двух огней. Халдеи были сильнее, а египтяне – ближе. Поэтому царь Иоаким принял сторону Египта. Тогда Навуходоносор захватил Иерусалим и часть его жителей, включая нового иудейского царя Иехонию (Иоаким к тому времени уже скончался), увел в плен.
В 1956 году профессор Дональд Уайзмен опубликовал Вавилонскую хронику халдейских царей, в которой говорилось, что в 7-й год правления Навуходоносора в месяц кислев царь Аккада собрал свои войска и, пройдя землю Хатти, осадил большой город Иудеи, и во второй день месяца адара взял город и пленил царя. Он поставил там нового царя по своему выбору, обложил его большой данью и послал дань в Вавилон [12; р. 48, 69].
– Седьмой год правления Навуходоносора – это 597 год до Р.Х.; второй день месяца адара – 16 марта 597 года до Р.Х.
– Аккад – это город в северной Вавилонии, основанный Саргоном Старшим. Начиная со времен III династии Ура термин «Аккад» стал обозначать по принципу «para pro toto» всю Вавилонию. Земля Хатти – это Сирия.
– Плененный царь – Иехония. Новый царь иудейский – Матфания, переименованный Навуходоносором в Седекию (IV Цар. 24: 17).
Кроме этого, Седекия принес Навуходоносору клятву на верность (II Пар. 36: 13; Иез. 17: 13, 18), однако клятву эту Седекия впоследствии нарушил, подняв восстание против халдеев. Возмущенный предательством иудейского царя Навуходоносор вторично осадил Иерусалим в 588 году до Р.Х. Осада столицы продолжалась 18 месяцев. Несмотря на мужество и упорство защитников города, Иерусалим был покорен и разрушен, а его жители были частично убиты, частично угнаны в плен (IV Цар. 25: 1–21; II Пар. 36: 17–21; Иер. 52: 3–30).
В 1953 году английские археологи под руководством трагически погибшего во время раскопок Джеймса Старки нашли среди руин Лахиса, уничтоженного в IV веке до Р.Х. огнем пожарищ, осколки глиняных сосудов. На черепках древнееврейскими буквами были записаны донесения некоего Гошаяну коменданту Лахиса Яошу. На одном из черепков (датируется 588 годом до Р.Х.) можно прочесть следующее: «Моему господину Яошу. Да ниспошлет же Яхве доброе здравие моему господину на это время. Кто твой слуга, (как не) пес, посланный господином с письмом царя и письмами князей со словами: “Молю тебя, прочти их!” Знай, слова князей исполнены отнюдь не добра, ибо ослабляют наши руки и (замедляют) руки тех, кто наслышан о них. (Теперь же) мой господин, вы можете обратиться с ними со словами: “Как вы (посмели) говорить подобное в (самом) Иерусалиме? Делающие так, берегитесь царя и дома его!” (И) пока жив Яхве, твой Бог, не будет знать покоя (твой) слуга, прочитавший сии письма» [3; с. 275]. Из ветхозаветных книг мы знаем, что иерусалимские вельможи и военачальники обвиняли пророка Иереимию в том, что своими призывами к добровольной сдаче осажденного Иерусалима он отнимал мужество у защитников города (Иер. 38: 4). При анализе приведенного остракона можно сделать вывод, что если Иеремия возвещал еврейскому народу Божию волю, то приближенные Седекии вели двойную игру: обвиняя пророка в измене и требуя его смерти, они прикрывали свою предательскую политику.
На другом остраконе из Лахиса сообщалось, что защитники крепости более не получают сигналов из Азека. Это означало, что Азек пал (сравни с Иер. 34: 7).

Мировая культура не знает ни одного произведения, которое могло бы быть поставлено наряду с Библией. Понятно и то особое место, которое занимает Ветхий Завет как источник научного знания, будь то литература или история. Результаты археологических раскопок, ведущихся на Ближнем Востоке с XIX века, лишь подтверждают тот факт, что Библия содержит в себе уникальные сведения, чрезвычайно важные для ученых самых разных интересов и направлений. И если Библия помогает людям лучше понять их прошлое (так же, как настоящее и будущее), то библейская археология помогает лучше понять Священное Писание – Книгу жизни.

Литература

1. Беляев Л.А. Гезер // Православная энциклопедия. Т. X. М., 2005. С. 528–531.
2. Keллер В. Библия как история. М., 1998.
3. Райт Д.Э. Библейская археология. СПб., 2003.
4. Толковая Библия, или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 2. Книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и Царств. Пб., 1905. – (Общедоступная богословская библиотека. Вып. 16).
5. Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М., 1963.
6. Ancient Near Eastern texts relating to the Old Testament / Ed. by J.B. Pritchard. Princeton, 1950.
7. Compston H.F.B. The inscription on the stele of Mesa commonly called the Moabite Stone. The text in Moabite and Hebrew, with translation. L., 1919.
8. Kenyon K.M. The Bible and recent archaeology. L., 1978.
9. Lamon R.S., Shipton G.M. Megiddo I: Seasons of 1925–34 Strata I–V. Chicago, 1939. – (The University of Chicago. Oriental Institute Publications. Vol. XLII).
10. Luckenbill D.D. Ancient Records of Assyria and Babylonia: in 2 vol. Vol. I. Historical Records of Assyria from the Earliest Times to Sargon. Chicago, 1926.
11. The Lion Handbook to the Bible / P. Alexander, D. Alexander, D. Field, etc. 2-nd ed. Tring, 1988.
12. Wiseman D.J. Chronicles of Chaldaean kings (626–556 B.C.) in the British Museum. L., 1956.
13. Yadin Y. Solomon’s City Wall and Gate at Gezer // Israel Exploration Journal, 1958, vol. 8, № 2, p. 80–86.

Протоиерей Александр Попов