Введение

Соединенные Штаты в Северной Америке были основаны переселенцами из Великобритании, Голландии, Германии, Скандинавии… Принятая в 1776 году Декларация независимости превратила колонистов в граждан Америки. Война между федеральным правительством и южными штатами закончилась появлением национального самосознания: «Одна страна, один флаг, одна судьба».
Начавшийся после Гражданской войны экономический рост страны привел к очередной волне иммиграции, которая была представлена, в том числе, выходцами из Восточной Европы. Интеграция славян в значительной степени повлияла на иммигрантов, т.к. у них сменились личностные ценности, образ жизни, язык и пр. Однако, приняв американскую идентичность, вчерашние европейцы не отказались полностью от своих этнических, культурных и религиозных корней .
Жившие в городе Шенандоа штата Пенсильвании переселенцы из Карпатской Руси, окормлявшиеся ксендзом-поляком, не раз посылали в Австро-Венгрию письма с просьбой оказать духовную помощь, – прислать для местной общины униатского священнослужителя. В декабре 1884 года к русинам приехали греко-католический иерей Иоанн Волянский (1857–1926) с супругой Павлиной . В Шенандоа отец Волянский освятил храм в честь Архистратига Михаила ; там же с августа 1886 года он стал издавать газету «Америка» («орган руских переселенцiв Галичини та Венгрiи» ). Вслед за Волянским И.А. в США прибыли священники Зинон Ляхович, Константин Андрухович, Александр Дзюбай , Евгений Волкай… Так в Пенсильвании, Нью-Джерси, Огайо и др. штатах Америки начали создаваться, под опекой латинских епископов, униатские приходы; возводились храмы, основывались церковные братства, организовывались кооперативы и товарищества, строились приходские школы, издавались газеты: «Руске Слово» (Шенандоа, 1891 г.), «Новый Свѣтъ» (Джерси-Сити, 1891 г.), «Американскiй Русскiй Вѣстникъ. Органъ Соединенiя Греко-кат. Братствъ» (Маганой-Сити, 1892 г.), «Свобода. Часопись для руского народа въ Америцѣ» (Джерси-Сити, 1893 г.).
22 февраля 1894 г., в день рождения первого всенародно избранного президента США, был заложен «Рускiй Народный Союзъ / Russian National Union» . Официальным органом этого союза греко-католических братств стала газета «Свобода», издававшаяся одним из основателей РНС Григорием Грушкой. Грушка родился в бедной крестьянской семье в Збаражчине 10 октября 1859 г. После учебы в львовской гимназии учился в Риме, в 1884 году был рукоположен во Львове, служил проповедником при соборе св. Юра, публиковался в газете «Душпастырь». В конце 1889 года по семейным обстоятельствам, без разрешения диоцезиального начальства уехал в Соединенные Штаты. Несколько месяцев служил в Шенандоа, а с 1890 года – в Джерси-Сити, где построил деревянный храм в честь апостолов Петра и Павла. На первой конвенции Русского народного союза 1894 года Грушку избрали членом контрольной комиссии . Летом 1895 года секретарь РНС Нестор Дмитрив и священник из г. Шамокин Иоанн Констанкевич завладели правом на газету «Свобода» (притом обещанные деньги о. Грушке они так и не заплатили ).
Нестор Дмитрив (1863–1925), ставленник митрополита Галицкого Сильвестра Сембратовича, издавал и редактировал «Свободу» по март 1897 года, а с апреля месяца служил в Канаде. Там, с ведома епископа Эмиля Жозефа Легаля, основал первые греко-католические приходы в провинциях Манитоба и Альберта . Канадских русинов о. Нестор обрисовал в своих очерках «Канадiйска Русь», «Образки зъ Канады» и др. Благодаря Дмитриву в «Свободе» появились материалы о Православной Церкви в Северной Америке. Конечно, «цареславные» миссионеры и труды их описывались прогрессивной часописью негативно , однако сейчас газетные статьи и заметки имеют несомненную историческую ценность. Напр., много внимания уделено было монаху Серафиму (Уствольскому) и его последователям, «членам Незалежної Грецької Церкви, яка стояла пiд морально-полiтичними та матерiяльними впливами Пресвiтерiянської Церкви» .
Достигнув Америки, первые католические священнослужители восточного обряда культивировали в Новом Свете «чародїйну руську пiсню» , употребляли «рідну мову» в литературной и общественной жизни, бережно хранили церковный строй. С появлением молодых священников Антона Бончевского, Стефана Макара, Николая Пидгорецкого и др. в среде американских униатов началась обновленческая смута. Как члены Украинской революционной партии боролись за всевозможные права и свободы, напр., за право Украины на самостоятельное государственное существование, подобно тому «гурток попикiв-радикалiв» выдвинул требования независимости греко-католических приходов от латинского епископата , избрания униатскими клириками «народного» архиерея (в 1907 году папа Пий X направил в США Сотера Ортынского, титулярного епископа Давлийского , а в Канаду в 1912 году – тит. епископа Патарского Никиту Будку) и прочие, не слыханные до того времени в Америке требования. Газета «Свобода», в начале XX века, стала рупором украинских националистов и социалистов .
Постоянные конфликты, стычки прибывших в Америку католиков византийского обряда с католиками западного обряда, клириков из Мукачевской епархии с иереями Пряшевского диоцеза , священников с мирянами (прежде всего, с ктиторами и церковными попечителями) и с архиереями привели к массовому воссоединению карпатороссов, буковинцев, галичан с Православной Церковью , что не могло не встревожить католическое священноначалие. С целью воспрепятствовать переходам униатских клириков и парафий в Православие митрополит Галицкий Андрей Шептицкий в 1901 году отправил за океан своего секретаря Василия Жолдака. Вслед за о. Жолдаком Шептицкий прислал иеромонахов Василианского чина Платонида Филяса, Созонта Дидика, Антона Строцкого, потом Навкратия Крижановского и Матфея Гуру… Апостольский визитатор аббат Андрей Годобай служил в Филадельфии ; в Канаде подвизались монахи-редемптористы («отцi чина Найсвятiшого Iзбавителя») . Однако и у латинских священников, и у греко-католических епископов, тративших значительные силы и средства для контроля над мигрантами, мало что получалось в борьбе за бывших австро-венгерских подданных, стремившихся «прочь от Рима». И только возникшие после 1914 года пертурбации трансформировали менталитет славян в Америке, заморозили панславянское движение , обрушили процесс воссоединения американских греко-католиков с Православной Церковью .
*****************************************************************************
Представляемая книжка – приложение к сборнику, посвященному американскому периоду жизни и деятельности св. Тихона Московского, – всего лишь компиляция ранее опубликованных материалов, однако она может послужить пособием для принимающихся изучать историю Православной Церкви.
Выписки из «греко-католицької часописи» перепечатываются из «Свободы» в оригинальном виде; русскоязычные источники цитируются с соблюдением норм современного правописания.