Выставка «Житие свт. Игнатия Брянчанинова сквозь икону», посвящена юбилею святителя Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского (1807-1867). В 2017 году исполняется 210-лет со дня рождения и 150-лет со дня смерти выдающегося духовного писателя, аскета и подвижника благочестия, уроженца «Северной Фиваиды».
Представляем Вашему вниманию иконы, выполненные Православными мастерскими «Русская икона» (г.Санкт-Петербург), раскрывающую житие святителя Игнатия через образы святых угодников Божиих.
Образ блгв.вел.кн. Димития Донского
Благоверный великий князь Димитрий Донской (1350-1389) воспитывался под руководством святителя Алексия, митрополита Московского. Посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) князь Димитрий прозван Донским.
Память 19 мая (1 июня)
Род Брянчаниновых, один из древнейших дворянских родов России, берет начало от боярина – отважного оруженосца святого благоверного великого князя Димитрия Донского – Михаила Андреевича Бренко, который был удивительно на него похож. На военном совете накануне Куликовской битвы для спасения жизни великого князя и ограждения Руси от междоусобицы в случае его гибели, Михаил Андреевич предложил облечься в военные доспехи и выехать на поле битвы под княжеским знаменем, зная, что главный удар татаро-монгольской конницы будет направлен на стан князя Димитрия. На следующий день в начале битвы мужественный боярин был убит татарами, которые приняли его за Димитрия Донского.
Сохранив жизнь великому князю, Михаил Бренко оказал этим великую услугу Отечеству, буквально исполнив слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Благочестие и мужество издревле было отличительной особенностью рода Брянчаниновых.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, (пер.пол.ХIVв.-1392), небесный покровитель Вологодский земли, сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского, основатель ряда монастырей в т.ч. и Вологодского Спасо-Прилуцкого (1371).
Память 11(24) Февраля
5(18) февраля 1807 г. после паломничества в Спасо-Прилуцкий монастырь по молитвам к прп. Димитрию Господь даровал Александру Семеновичу и Софье Афанасьевне Брянчаниновым сына, будущего святителя Игнатия, которого они назвали Димитрием в честь и память Прилуцкого чудотворца.
Отрок Димитрий рано научился читать. Его любимой книгой было «Училище благочестия». Эта книга о жизни и подвигах древних подвижников оказала большое влияние на душу будущего Святителя. С детства он возлюбил уединенную сосредоточенную молитву, в ней находил отраду и утешение: «Детство мое было преисполнено скорбей. Здесь вижу руку Твою, Боже мой! Я не мел кому открыть моего сердца: начал читать Евангелие и жития святых Твоих… Мысль, часто парившая к Богу молитвою и чтением, начала мало по малу приносить мир и спокойствие в душу мою».
Суровое отцовское воспитание было тягостным для детей, но в то же время оно выковало из них людей благородных, честных, с серьезным отношением к жизни:«Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим», — писал впоследствии свт.Игнатий.
Очень способный и не по годам серьезный отрок получил прекрасное домашнее образование. Когда ему исполнилось 15 лет, отец повез его в Петербург для продолжения обучения. По дороге в столицу Димитрий впервые открыто высказал отцу свое сокровенное желание стать монахом.
Преподобный Лев Оптинский (Л.Д.Наголкин 1768-1841) – в 1801 пострижен в мантию с именем Леонид, в схиме Лев, основатель Оптинского старчества, канонизирован в 2000 г.
Память 11(24) октября.
В Санкт-Петербурге Димитрий Брянчанинов блестяще выдержал вступительный экзамен в привилегированное учебное заведение — Военное Инженерное училище и был лучшим, при конкурсе 130 человек на 30 мест. Внешняя красота, великолепная подготовка, серьезность и благородство сразу обратили внимание главы Инженерного училища, великого князя Николая Павловича – будущего Императора.
По поступлении в Инженерное училище в Петербурге Димитрий более двух лет провел в усердном изучении наук. Когда перед его взором открылась обширная область эмпирических человеческих знаний, когда он достиг пределов познания мира, он обратился к наукам с вопросом: «Науки, что вы даете в собственность человеку? Человек вечен и собственность его должна быть вечная…Науки! Дайте мне, если можете, что-нибудь вечное, достойное называться собственностью человека! Науки молчали».
Начался период поиска истины, которая была открыта Димитрию в чтении святых Отцов. Его великий ум, прежде всего, был поражен удивительным согласием святоотеческого учения. Святые Отцы жили в разное время, в разных странах, в разных условиях, но писали о вещах духовных в удивительном согласии:«Когда в летний день гляжу на обширное море, покрытое множеством различных судов с их распущенными парусами, подобными белым лебединым крылам, судов, бегущих под одним ветром, к одной цели, к одной пристани, тогда говорю себе: таковы писания Отцов».
В это время Брянчанинов знакомится с известным впоследствии Оптинским старцем Львом. Чтение святоотеческих творений и знакомство с прп. Львом возродило и укрепило его желание уйти в монастырь: «Сердце вырвал у меня отец Леонид теперь решено дело – иду проситься в отставку от службы и последую старцу, предамся ему всей душей и буду искать единственно спасения души в уединении».
Образ прп.Александра Свирского
Преподобный Александр Свирский (1448-1533) основатель Александро-Свирского м-ря (1506) Сподобился лицезреть явление Святой Живоначальной Троицы в (1508). Нетленные мощи прп. Александра обретены в 1641 году при перестройке Преображенского собора.
Память 17(30) апреля, 30 августа (12 сентября)
Сложно было ему исполнить свое сердечное желание. Мир восстал против него. Родители не благословили, сам Император желал видеть его на светском поприще, инженерное начальство отказалось удовлетворить прошение об отставке. По человеческим меркам путь в монастырь был ему закрыт, но промыслом Божиим его прошение вскоре было удовлетворено.
Димитрий Александрович предал себя в полное послушание своему старцу, иеромонаху Леониду. Для юного подвижника началась новая жизнь полная испытаний нравственных и физических, жизнь всевозможных лишений и скорбей: «Вступил я в монастырь, как кидается изумленный, закрыв глаза и отложив размышление, в огонь или пучину, — как кидается воин, увлекаемый сердцем, в сечу кровавую, на явную смерть. Звезда, руководительница моя, мысль благая, пришла светить мне в уединении, в тишине, или правильнее, во мраке, в бурях монастырских».
Высокий духовный настрой, искреннее горение к Богу, глубокое смирение и терпение при необыкновенных дарованиях снискали огромное уважение и почтение к Димитрию Брянчанинову братии Александро-Свирского монастыря.
«В таком возрасте, при таких достоинствах и столько смирения!»,- отмечал статский советник Н.А.Барков, описывая свою встречу с послушником Димитрием.
Образ прп.Макария Оптинского
Преподобный Макарий Оптинский (М.Н.Иванов 1788-1860) прожив в Площанской пустыни 23 года, в 1834 г. перешел в Оптинский скит, по смерти о.Леонида, стал его преемником в деле духовного окормления братии. В 1858 г. принял схиму. Канонизирован в 2000 году.
Память 7(20) сентября.
В 1828 году в особом видении, сам прп. Александр Свирский взял за руку Димитрия Александровича и отвел его от раки своих мощей, возвещая этим волю Божию оставить его монастырь.
Старец Леонид с учениками принимают решение переехать в Площанскую Богородицкую пустынь Орловской губернии.
В Пустыни послушник Димитрий сблизился с иеромонахом Макарием (Ивановым) ревнителем духовных подвигов, изучавшим подвижнические писания святых Отцов, известным впоследствии Оптинским старцем. В его лице он нашел человека, сочувствовавшего его стремлениям. До конца жизни о.Макария свт.Игнатий поддерживал с ним духовную дружбу и состоял в переписке.
Узнав о кончине старца, Святитель писал: «Судьбы Божии – непостижимы, но по человеческому суждению нельзя довольно не пожалеть о кончине о.Макария Оптинского. Этот человек был неоцененное сокровище для христиан, живущих среди мира. Он был приготовлен и предназначен для того служения, которое проходил. Простота и свобода в обращении, любовь и смирение врожденные, образование себя чтением Отеческих книг, повиновением искусным старцам дали ему возможность рано сделаться духовником и наставником, а долговременный опыт усовершил его в этом служении».
В 1654 г. во время моровой язвы постигшей Вологду, горожане по обету поставили в один день храм во имя Всемилостивого Спаса Смоленского на Старой Торговой площади: «И виде Господь Бог веру и моление раб своих, и покаяние слепное о своих согрешениих, и той великий гнев свой на милость преложи и моровую язву утоли. И от того дни мор на Вологде престал бысть».
Но жители не ограничились постройкой храма, а обратились с просьбой о написании по этому случаю иконы. Один благочестивый иконописец, за один день написал в обетную церковь икону Всемилостивого Спаса, изобразив Божественный лик Спасителя в том виде, в котором сподобился увидеть его во сне. Икона считалась чудотворной и была особо почитаема в Вологде, она износилась «по давнему обычаю и просьбам граждан города в дома всех градских приходов и в ближайшие к городу селения». Вологодская земля по множеству бывших в ней обителей и подвизавшихся в них святых угодников Божиих в истории Русской Православной церкви занимает особое место, издавна этот край называют «Северной Фиваидой». В дремучих Вологодских лесах и непроходимых болотах искали себе уединения и безмолвия великие подвижники и потому вся Вологодская земля усеяна была монастырями и уединенными иноческими кельями.
«Куда не посмотрю, везде вижу целые лики святых»,— писал вологодский архиепископ Иннокентий,- «Воззрю ли на восток? Там Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом; там Феодосий Тотемский среди сланых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной и сам соделывается солию земли Тотемской, спасающею от гниения души и сердца. Обращусь ли к западу? Здесь обители св.Павла Обнорского, св.Корнилия и Арсения Комельских…Посмотрю ли на север? Тут вижу несокрушимее всех скал и камней раку св.благов. князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия. Приникну ли к югу? Там… стоят на страже духовной святые основатели церкви Вологодской – священномученики Герасим, Иона и Питирим. Осмотрюсь ли кругом себя? Се Димитрий Прилуцкий! Се Галактион Спасокаменский! Се Герасим Киевский! Се, Антоний Вологодский!».
Святитель Игнатий Брянчанинов родился и вырос в Вологодском крае и с детства напитался духом святых Отцов Вологодских. Он в полной мере по образу своей жизни принадлежит к подвижникам Северной Фиваиды, а по духу своих творений — к богомудрым мужам древней египетской Южной Фиваиды. Несомненно, что после своей блаженной кончины святитель Игнатий Брянчанинов пребы¬вает в сонме мужей Фиваиды Северной и Южной, предстательствуя пред Господом за всех, кто в своей жизни руководствуется его творениями.
Преподобный Пимен (П.Д.Мясников 1810-1880), уроженец Вологды. Настоятель Николо-Угрешского монастыря. С 1869 г. благочинный общежительных монастырей Московской епархии. Канонизирован в 2000 г. Память 17(30) августа.
В 1830 году купеческий сын Петр Мясников (будущий настоятель Николо-Угрешского монастыря, архимандрит Пимен) впервые увидел Димитрия Брянчанинова: «В первый раз довелось мне увидеть Брянчанинова на набережной реки Золотухи (в Вологде)…Как сейчас вижу его: высокого роста, стройный и статный, русый, кудрявый, с прекрасными темно-карими глазами; на нем был овчинный тулуп, крытый нанкою горохового цвета, на голове – послушническая шапочка». Проницательный молодой Мясников сразу почувствовал, что это не обычный послушник.
В 1831 году в Вологодской губернии состоялась их встреча. Знакомство и беседа с послушником Димитрием оказала на юношу Петра большое духовное воздействие: «Беседа наша началась, может быть, в первом или во втором часу дня и продолжалась, пока не ударили к утрене. Невзирая на его молодые еще лета, видно было, что Брянчанинов много читал Отеческих книг, знал весьма твердо Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Добротолюбие и писания других подвижников; и потому беседа его, назидательная и увлекательная, была в высшей степени усладительна».
Духовное общение с Димитрием Брянчаниновым настолько повлияло на Петра Мясникова, что он окончательно утвердился в намерении удалиться из мира и вступить в монастырь: «Поутру мы расстались: мой собеседник отправился обратно в Глушицкий монастырь, а я пошел в Спасо-Каменный».
В 1838 г. он принял постриг с именем Пимен в Николо-Угрешском монастыре. В 1858 г. за выдающиеся заслуги по устроению м-ря Митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита.
В 1859 г. в своем письме к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Леониду свт.Игнатий писал: «Порадовали меня сведения, начертанные в письме Вашем о Угрешском монастыре. Спаси Господи отца Пимена, употребившего и употребляющего свои способности во Славу Божию! Ныне трудно найти монастырь благоустроенный! Во многих обителях воздвигаются различные здания значительных размеров, которые дают обители вид как будто процветания. Но это обман для поверхностного взгляда. Самое монашество быстро уничтожается. Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем потеряно. Этого мало! Во многих обителях совершенно потеряна нравственность».
Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Ученик ап. еванг. Иоанна Богослова. Назван Богоносцем т.к. непрестанная молитва ко Господу запечатлела имя Иисуса Христа на его сердце. 20 декабря 107 г. в Риме сщмч. Игнатий принял мученическую смерть, растерзанный львами на арене цирка. Его сердце оказалось нетронутым и язычники смогли прочесть на нем надпись: «Иисус Христос».
Память 20 декабря(2 января), 29 января(11 февраля).
Отец Димитрия Брянчанинова не одобрял путь, избранный сыном, и не терял надежды вернуть его на светскую службу. Утомленный борьбой с упорством родителей, не надеясь получить благословение, он видел единственный выход скорейшее принятие монашеского пострига.
В 1831 года послушник Димитрий, находясь еще в Семигородной Успенской пустыни, подал епископу Вологодскому Стефану прошение, в котором просил поспешить с пострижением его в монахи. Владыка, будучи хорошо знаком с духовным образом мыслей и настроем послушника, ре¬шил исполнить его просьбу.
28 июня 1831 года в Воскресенском кафедральном соборе преосвященный Стефан постриг послушника Димитрия в мантию. При пострижении ему было дано имя Игнатий в честь священномученика Игнатия Бого¬носца, епископа Антиохийского. «Богоносцу от юности, Димитрию Александровичу Брянчанинову, достойно было дать имя Богоносца – священному¬ченика Игнатия, ибо он от юности своей искал, а затем нашел и всю жизнь носил в сердце своем истинного Бога – Христа Спасителя». Днем своего ангела он избрал 29 января — день перенесения мощей сщмч.Игнатия.
5 июля инок Игнатий был рукоположен в иеродиакона, а 25 июля в иеромонаха: «Свершилось! Я пострижен и посвящен во иеромонаха. Когда меня постригали, казалось мне, что я умер; когда посвятили, казалось – воскрес. Живу какою-то новою жизнью; весьма спокоен; не тревожит меня никакое же¬лание; во время каждой обедни ощущаю, что достиг кон¬ца желаний, ощущаю, что получил более, нежели сколько бы мне пожелать. Не хочу описывать Вам наружных обстоя¬тельств, сопровождавших мое пострижение и посвящение, предполагаю, другие расскажут. Сказываю вам о себе то, чего другие о мне знать и сказать не могут: я счастлив!»
Образ прп.Григория Пельшемского
Преподобный Григорий Пельшемский из рода дворян Лопотовых Костромской губернии. Основатель Григория-Пельшемского Лопотова монастыря. В 1426 г. в обители построен храм в честь Пресвятой Богородицы иконы для которого были написаны прп.Дионисием Глушицким. Отошел ко Господу 30 сентября 1442 года.
Память 30 сентября (13 октября).
Видя духовную зрелость иеромонаха Игнатия, епископ Стефан назначил его в 1832 году настоятелем и строителем Пельшемского Лопотова монастыря, который был предназначен к закрытию в связи с тем, что пришел в крайнее запустение.
С назначением иеромонаха Игнатия на эту должность начался новый период в его жизни. В двадцать пять лет он вступил на трудное поприще духовного наставничества. Он писал: «Братия у меня, Божиею милостью, крайне смирная; а я стараюсь с ними быть как можно милосерднее и помнить оное Евангельское слово: Сын Человеческий не прииде да послужат ему, но послужити» (Мф. 20, 28). Служение братии настоятель видел прежде всего в борьбе с их духовными немощами, а в ней уместно и горькое лекарство.
Первым делом он постарался поднять нравственный уровень насельников монастыря. Благочестивому поселянину Карпу было видение: будто монастырская братия жаловалась преподобному Григорию Пельшемскому на настоятеля, который «не велит ходить в церковь с заплетенной косой, запрещает на клиросе нюхать табак, не велит носить красных кушаков и не позволяет ходить в деревню».Прп.Григорий в ответ на жалобы отвечал: «Могу ли их слушать? Настоятель делает, как надо, и если пребудет в заповедях Божиих до конца, причтен будет с нами». Чувствуя его любовь, насельники обители повиновались настоятелю, несмотря на его юный возраст.
За короткое время благодаря своей мудрости, твердой воле и несокрушимой энергии отец Игнатий возродил обитель в духовном и хозяйственном отношении. 28 января 1833 года преосвященный Стефан возвел иеромонаха Игнатия в сан игумена за усердные труды по обновлению вверенной обители.
Более двух лет возглавлял игумен Игнатий Лопотов монастырь. Монастырь, доставшийся ему в руинах, был возрожден, обитель процветала. Уклад жизни был направлен в ней на созидание внутреннего человека, к достижению вечного спасения.
Л.Соколов, биограф святителя Игнатия, посетив Лопотов монастырь после блаженной кончины Владыки, писал, что в этой обители и через 50 лет предание хранило светлую память о молодом настоятеле Игнатии (Брянчанинове).
Образ свт.Филарета Московского
Святитель Филарет (В.М.Дроздов 1782-1867) – митрополит Московский и Коломенский. Канонизирован в 1994 году.
Память 19 ноября (2 декабря).
Тяжелые труды по возрождению Лопотова монастыря, расположенного в низменной, болотистой местности, подорвали здоровье игумена Игнатия. Его сподвижник и сомолитвенник Михаил Чихачев обратился к митрополиту Московскому Филарету с просьбой содействовать переводу о.Игнатия на новое место служения. Митрополит, внимательно выслушав прошение, и будучи хорошо осведомлен о талантах и добродетелях игумена Игнатия принял живое участие в его дальнейшей судьбе. Московский святитель, сам, будучи истинным ревнителем церковного блага, умел ценить и продвигать молодых ревнителей. На следующий день 10 ноября 1833 года по просьбе митрополита Филарета из Синода был послан в Вологду указ о перемещении игумена Лопотова монастыря Игнатия (Брянчанинова) в настоятели Николо-Угрешского монастыря Московской епархии.
В это время об игумене Игнатии узнал Император Николай I. Он приказал митрополиту Филарету вызвать игумена в Петербург для личного представления ему. Митрополит писал отцу Игнатию: «Преподобный Отец Игумен. Судьба Божия, поставив меня с Вами в сношение по службе, в то же время открывает случай, чтобы мы друг друга узнали в лице. Я сему рад; только забочусь, не было бы сие путешествие трудно для Вас в сие время года, по Вашему здоровью, как я о нем слышал; но надобно, чтобы Вы были в Петербурге; и я не могу переменить сего. Приехать можете прямо ко мне. Бог да благословит Вас и наставит на путь мира».По получении этого письма о. Игнатий сдал монастырь своему казначею и выехал в Петербург.
Митрополит Филарет Московский покровительствовал начальным шагам служебной деятельности архимандрита и нередко удостаивал его беседой о деланиях иноческих. И хотя роль, которую святитель Филарет сыграл в судьбе святителя Игнатия Брянчанинова, неоднозначно оценивается биографами, но он был одним из немногих верно понявших впоследствии истинную причину его ухода на покой в Николо-Бабаевский м-рь в 1861 г. В одном из писем к архиепископу Тверскому Алексию он писал: «Преосвященный Игнатий неожиданно исторгнул себя из службы. Иные говорят, что это на время, до открытия высшей кафедры. А мне кажется, счастлив, кто мог законно устраниться от трудностей времени, дабы внимать Богу и своей душе».
Икона Божией Матери «Казанская»
Явлена в Казани в 1579 г. Император Петр Великий перенес чтимый список Казанской иконы Божией Матери в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был построен кафедральный Казанский собор. В Отечественную войну 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армией, через возложение на него Казанской иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками. В Великую Отечественную войну Матерь Божия явила свое заступничество за жителей блокадного Ленинграда. Крестный ход с Казанской иконой вокруг города способствовал скорейшему снятию блокады и укреплению духовных сил жителей. Чудом сохранившийся Петербургский список Казанской иконы находится в Князь-Владимирском соборе.
Празднование Казанской иконе Божией Матери — 8(21) июля, 22 сентября (4 ноября)
В Петербурге игумен Игнатий в назначенный день явился в Зимний дворец для представления Императору Николаю I. После краткой беседы Император сказал ему: «Ты мне нравишься, как и прежде! Ты у меня в долгу за воспитание, которое я тебе дал и за мою любовь к тебе. Ты не хотел служить мне там, где я предполагал тебя поставить, избрал по своему произволу путь, – на нем ты и уплати мне долг твой. Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей». После этого Император вызвал обер-прокурора Синода С.Д.Нечаева и сделал распоряжение о назначении игумена Игнатия (Брянчанинова) настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, расположенной вблизи Петербурга на берегу Финского залива.
К 1834 году, по словам очевидцев, Сергиева пустынь «дошла до крайнего разорения и решительного безобразия». Храм и все сооружения монастыря были в полуразрушенном состоянии, а немногочисленная монастырская братия не отличалась благопристойным поведением.
Впоследствии архимандрит Игнатий писал: «Непостижимыми судьбами Промысла я помещен в ту обитель, соседнюю северной столицы, которую, когда жил в столице, не хотел даже видеть, считая ее по всему несоответствующею моим целям духовным. В 1833 году я был вызван в Сергиеву пустыню и сделан ее настоятелем».
1 января 1834 года в Казанском соборе Петербурга игумен Игнатий (Брянчанинов) был возведен в сан архимандрита и 5 января выехал к месту своего нового назначения.
Образ свт. Филарета Амфитеатрова
Святитель Филарет, в схиме Феодосий (Ф.Г.Амфитеатров 1779-1857) -митрополит Киевский и Галицкий. Память 21 декабря (3 января).
В период своего служения в Троице-Сергиевой пустыни, Архимандрит Игнатий имел близкое духовное общение с высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким. Личная подвижническая жизнь митрополита Филарета, тайно принявшего на себя подвиг схимонашества, являла собой пример, достойный подражания. При точном и ревностном исполнении обязанностей, возлагаемых высоким саном и долгом общественного служения, Владыка Филарет строго исполнял все уставы и правила иноческого жития. Это был добрый пастырь и мудрый наставник, заботливый воспитатель молодежи и усердный за всех молитвенник.
Сохранилось тринадцать писем митрополита Филарета к святителю Игнатию Брянчанинову. Владыка Филарет на протяжении всей жизни относился к святителю Игнатию с искренней сердечной любовью: «Желаю и молю Господа Бога Сладчайшего Иисуса, чтобы пламенная к Нему любовь святого Игнатия Богоносца вселилась в доброе и благочестивое сердце твое, брате возлюбленне! С сею любовию и на севере не будет холодно твоей святыне. А как скоро почувствуешь холодность, возгревай недремленно сердце твое животворными словами Евангелия Господа Иисуса Христа. А имя Его сладчайшее и всеспасительное всегда носи в сердце твоем, да будет оно в сердце твоем начертано неизгладимою тростию Духа Святаго…».
Находясь на покое, в Николо-Бабаевском монастыре, святитель Игнатий рассказывал своему брату такой забавный и назидательный случай.
Однажды архимандрит, приехал навестить митрополита. Владыка Филарет, радушно встретив его и предложив присесть, с нерешительностью спросил: «Не знаю, сознаться ли?» — «В чем?» — спросил, улыбаясь, архимандрит. «Да вот, опасаясь возношения по причине почестей от человеков, ради смирения себя, сшил себе мухояровый подрясник и сего дня обновил его». Архимандрит взял полу этого подрясника, плюнул в нее, растер и сказал высокопреосвященнейшему: «В золоте ходите, но думайте о Церкви! В этом послушание Ваше и смирение Ваше». И по его совету митрополит снял мухояровую одежду.
Образ свт.Игнатия Брянчанинова
Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь основана в 1734 г. духовником императрицы Анны Иоанновны архимандритом Варлаамом(Высоцким) настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. Изначально приписная к Лавре, в 1764 г. получила самостоятельность. Духовный расцвет пришелся на период настоятельства святителя Игнатия Брянчанинова (1834-1857). В 1836 г. возведена на степень первоклассного м-ря.
Почти 24 года Святитель Игнатий прожил в Сергиевой пустыни, и привел ее в образцовый порядок. Возрождение начал с упорядочения и благолепия богослужения. Для этого он привлек известного церковного композитора, протоиерея Петра Турчанинова, великого русского композитора М.И.Глинку, директора придворной капеллы А.Ф.Львова. Здесь, в Сергиевой пустыни было написано большинство аскетических произведений святителя Игнатия. Здесь он научился совмещать казалось бы несовместимые вещи при внешне суетном и рассеянном образе жизни, в душе оставаться аскетом. Соприкосновение с великосветским обществом обязывало его иметь, в настоятельских келиях, богатую обстановку, но, не смотря на это, свт. Игнатий умел жить внутренней, сокровенной от окружающих жизнью.
Единомышленный послушнику Димитрию Брянчанинову иеромонах Софония, будучи уже архимандритом, слыша о роскошной жизни своего содумника и друга, решил его посетить. Видя богато мебелированные приемную и гостиную, спросил отца настоятеля: «Что же отец Игнатий? Где же наши мечты о пустыне, о строгих подвигах и лишениях?». На это архимандрит Игнатий ничего не ответил, но молча повел его в одну из комнат своего настоятельского дома, где были голые стены, одна простая икона с теплящейся лампадой, на полу убогая рогожа и все. Архимандрит Софония понял, что роскошь, которой вынужден был окружить себя Святитель, была только наружная, а в душе свт. Игнатий оставался строгим аскетом, скрывая от взора людей свои подвиги. В одном из писем Святитель писал: «Я провел начало своего иночества в уединеннейших монастырях и напитался понятиями строгой аскетики, сохраняя это направление и в Сергиевой пустыни, так что в моей гостиной я был репрезентабельным архимандритом, а в кабинете скитянином».
Образ свт.Игнатия Брянчанинова
Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен на островах Валаамского архипелага в Ладожском озере. Основан монахами Сергием и Германом в начале XIV в. В 1611 г. разорён шведами, восстановлен в 1715 г. указом Петра I.
В конце XIX в. крупный религиозный, экономический и культурный центр.
В январе 1838 года архимандрит Игнатий был назначен на должность благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии и командирован Синодом для производства следствия по вопросу нестроений в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. С этого момента он мог более широко распространить свое благотворное влияние на духовную жизнь всех обителей.
Много трудов пришлось приложить архимандриту Игнатию по утверждению порядка на Валааме. В своем донесении «Описание Валаамского монастыря и смут, бывших в нем» он подробно изложил причины и обстоятельства дела.
Часто посещая монастырь и беседуя с иноками, архимандрит Игнатий был прекрасно осведомлен о духовном состоянии насельников обители. Благодаря его мудрым действиям виновники смуты были удалены из Валаамского монастыря, а на место игумена Архимандрит Игнатий поставил опытного в духовной жизни аскета-подвижника монаха Дамаскина, что положило начало возрождению духовной жизни древней обители. Игумен Дамаскин стал ревностным и мудрым руководителем Влаамского монастыря.
Образ свт.Игнатия Брянчанинова (клеймо иконы)
Отрывок из произведения святителя Игнатия
«Посещение Валаамского монастыря»
«…Остров Валаам, бесспорно, живописнейшее место старой Финляндии. Он находится на северной оконечности Ладожского озера. Подъезжаете к нему – вас встречает совершенно новая природа, какой не случилось видеть путешествовавшему лишь по России: природа дикая, угрюмая, привлекающая взоры самою дикостию своею, из которой проглядывают вдохновенные, строгие красоты.
Вы видите отвесные, высокие, нагие скалы, гордо выходящие из бездны: они стоят, как исполины, на передовой страже. Вы видите крутизны, покрытые лесом, дружелюбно склоняющиеся к озеру. Тут какой-нибудь пустынник вышел с водоносом в руке почерпнуть воды, и, поставив на землю водонос, загляделся на обширное озеро, прислушивается к говору волн, питает душу духовным созерцанием.
Вы видите огражденные отовсюду гранитными, самородными стенами заливы, в которых спокойно дремлют чистые, как зеркало, воды, в то время, как в озере бушует страшная буря…
Вы отторгаете взоры от этой картины… пред вами – обширный монастырь на высокой, длинной гранитной скале, как легкое бремя на плечах гиганта…
Как приятно видеть селение человека, его руку, клочок земли, политый его потом, украшенный его трудами, среди огромных масс дикой, могучей природы! Жители его мыслями и желаниями высоко поднялись от земли! Валаам – отдельный мир!
Воинство духовное! Блаженные жители острова священного! Да снидет на вас благословение неба за то, что вы возлюбили небо! Да почиет на вас благословение странника за то, что вы возлюбили странноприимство! Да услышатся молитвы ваши Богом, да приятны будут Ему хвалебные песнопения ваши: потому что молитвы и песнопения ваши полны благоговения священного!
Не давайте благой ревности остывать в душах ваших; обновляйте, поддерживайте ее чтением святых Отеческих книг; бегите в эти книги умом и сердцем, уединяйтесь в них мыслями и чувствованиями, — и Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас ступенью к небу, тою духовною высотою, с которой удобен переход в обители рая».
Образ свт.Игнатия Брянчанинова Епископа Кавзского и Черноморского
По предложению Петербургского митрополита Григория (Постникова) 27 октября 1857 года в Петербургском Казанском соборе состоялась хиротония архимандрита Игнатия во епископа Кавказского и Черноморского.
Святитель Игнатий никогда не стремился к епископскому сану. Не об архиерейском жезле, а о посохе пустынножителя были его непрестанные помышления. В речи при наречении он сказал: «Во дни юности своей я стремился в глубокие пустыни, но я вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом — вот высота, к которой привлекались мои взоры».
4 января 1858 года епископ Игнатий приехал в город Ставрополь и вступил в управление епархией.
Недавно открытая Кавказская епархия была весьма неблагоустроенна, как в гражданском, так и в духовном отношении. Население отличалось неспокойным воинственным характером; поэтому первое слово святителя Игнатия, обращенное к Ставропольской пастве, было словом мира:«Мир граду сему!».
Трудна и многообразна была деятельность еписко¬па Игнатия на Кавказской кафедре:«Цель моей жизни в Ставрополе – благочестие. Усердно желаю и молю Господа, чтобы даровал мне посвятить себя всецело учению Христову, как этого и требует моя обязанность, и этим учением препитывать себя и ближних во спасение».
Недолго, менее четырех лет, управлял преосвященный Игнатий Кавказской епархией. За это время он посетил многие приходы, организовал деятельность епархиального управления, содействовал улучшению положения местного духовенства. Его попечением был создан прекрасный церковный хор, построен архиерейский дом, благоустроена Духовная семинария, расположившаяся в новом здании. В отношении к клиру и мирянам Владыка Игнатий был истинным миротворцем: примирял враждующих, смягчал наказание виновных. Строгий к себе, он всегда был снисходителен к немощам близких.
Несмотря на чрезвычайную занятость по административным делам, епископ Игнатий на Кавказе продолжил свою литературную и проповедническую деятельность. В этот период им написано большинство проповедей, вошедших в IV том его сочинений.
Образ Божией Матери «Иверская Моздокская»
Отрывок из записки святителя Игнатия о чудотворной
Иверской иконе Божией Матери в моздокской Успенской церкви.
«В Ставропольской губернии в городе Моздоке находится деревянная церковь Успения Божией Матери. В этой церкви за правым клиросом, в киоте, присутствует древняя и чудотворная икона Иверской Божией Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие.
В двенадцатом столетии знаменитая грузинская царица Тамара, по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, то был сын Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе с рукою своею она доставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами…Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущелии.
В конце прошлого столетия магометанство при посредстве турецких миссионеров вторглось с величайшим фанатизмом – более политическим, нежели религиозным – в Кавказские горы. Оно уничтожило между народами горскими то слабое христианство, которое еще держалось между ними – держалось более номинально, нежели на самом деле. Осетины склонились к исламизму, подобно прочим горцам…
В смутное время в религиозном отношении, то есть во время проповеди магометанства между горцами в конце прошедшего столетия, икона Божией Матери сохранила верными христианству многие семейства не только осетин, но и черкесов – сохранила верными посредством дивных знамений. Наше правительство в 1763 году пригласило горцев-христиан и горцев, желающих принять христианство, переступить через Терек и селиться близ Моздока. В следствии приглашения в 1793 году партия горцев накануне преполовения Пятидесятницы прибыла к Моздоку, имея с собою икону Божией Матери…
Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона — апостол.
Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями. Нужно, чтоб и человеки оказывали усилия, им свойственные, к святому делу просвещения горцев светом Христовым…».
Образ свт.Игнатия Брянчанинова
Николо-Бабаевский м-рь Ярославской епархии основан в XIVв. иноком Иоанном учеником прп.Сергия Радонежского. Возникновение обители связано с явлением на бабайке чудотворного образа свт.Николая. В 1709 г. приписан к основанному прп.Димитрием Прилуцким Николаевскому Переславль-Залесскому м-рю. Празднование Иверской иконе Божией Матери 12(25) февраля, 13(26) октября, вторник Светлой седмицы.
Тяжкая болезнь не покидала епископа Игнатия и в 1861 «чувствуя изнеможение сил от болезненности» свт. Игнатий подает прошение Императору Александру II об увольнении его от управления Кавказской епархией и разрешении уйти на покой в Николо-Бабаевский монастырь. Просьба была удовлетворена и 13 октября 1861 года святитель Игнатий прибыл в обитель.
В письме к своему другу Михаилу Чихачеву он писал: «Никогда в жизни моей я не был так доволен моим положением, как доволен им теперь. Кажется, мой ангел-хранитель по повелению Божию продиктовал Святейшему Синоду указ о мне — так этот указ удовлетворяет требованиям моего душевного настроения и телесного здоровья».
Начался период уединенной жизни в малоизвестной обители.
Николо-Бабаевский монастырь находился в плачевном состоянии. Многие здания, в частности храм, пришли в ветхость. Не хватало даже продовольствия, обитель имела большие долги.
Однако сила духа, природный ум и практичность Владыки позволили ему в короткий срок улучшить материальное положение обители, ввести новый, более строгий чин богослужения, изменить порядок келей¬ного жительства братии, организовать прекрасный хор, произвести капитальный ремонт зданий и построить новый храм в честь Иверской иконы Божией Матери, ставший предсмертным памятником святителя Игнатия.
Воплощение своего замысла он доверил талантливому архитектору, профессору академии художеств И.И.Горностаеву. В одном из писем Владыка писал:«Над построением храма Богоматери очевиден перст Богоматери», «Строение церкви идет успешно. Очевидно, она строится по особенному Промыслу Божию…Здание благолепное». Архитектура храма производила величественное впечатление. Глава его была увенчана куполом, напоминающим корону или архиерейскую митру, по окружности купола шли двенадцать чтимых изображений Божией Матери. По карнизу барабана — славянскими буквами надпись: «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу…». Храм был великолепен и являлся украшением не только монастыря, но и всего края.
Образ свт.Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
По преданию образ святителя Николая размером с ладошку, чудесным образом явился на бабайке — весле для сплава леса. Местные жители построили для него деревянную часовню. Впоследствии на этом месте возник Николо-Бабаевский монастырь. Память 9(22) мая, 6(19) декабря.
«Более и более рассматривая себя, убеждаюсь, что пустынным моим направлением я разошелся с направлением, требуемым служением посреди мира»,- писал святитель Игнатий. Достойно совершив многотрудное дело управления епархией, Святитель ушел на покой в Николо-Бабаевский монастырь, чтобы в уединении приуготовиться к переходу в вечность.
В свободное время он занимался пересмотром своих прежних сочинений и написанием новых. В Николо-Бабаевском монастыре святитель Игнатий увидел вышедшими в свет несколько томов своих произведений: «Аскетические опыты», «Аскетическую проповедь», «Приношение современному монашеству».
Мысль о близкой кончине стала для Владыки постоянной мыслью, о чем он часто говорил близким:«Прошу, когда я буду умирать, не вздумайте посылать за доктором, дайте мне умереть христианином, не поднимайте суматохи…О том, как и где похоронить меня, ничего не говорю и не завещаю..». В силу своей болезненности свт.Игнатий всю свою жизнь имел память смертную, за это свыше ему был открыт день кончины: «Не бойтесь, – писал он одному из своих духовных чад,– я не умру до тех пор, пока не кончу дела своего служения человечеству и не передам ему слов истины, хотя действительно так ослабел и изнемог в телесных силах, как это вам кажется».
Святитель Игнатий отошел ко Господу 30 апреля 1867 г. в неделю жен-мироносиц. Он ждал смерти, поскольку всю свою жизнь посвятил служению Христу — «жизнь для него была Христос, и смерть приобретение» (Фил. 1, 21). Тело Святителя было обнесено вокруг собора и опущено в землю в малой больничной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского и свт. Иоанна Златоустого, по словам очевидцев, отпевание Владыки при радостном пении: «Христос Воскресе!», больше напоминало торжество, чем погребение. Невольно вспомнились слова Святителя Игнатия: «Можно узнать, что почивший под милостью Божией, если при погребении тела его печаль окружающих растворена какою-то непостижимой отрадою».
На Юбилейном Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1988 году святитель Игнатий Брянчанинов был причислен к лику святых. Его святые мощи почивают в Свято-Введенском Толгском женском монастыре.
Преподобный Нил Сорский (1433-1508) подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре и на св. горе Афон. Основатель Нило-Сорской пустыни (1480) на р.Соре. Ввел новый для Руси скитский монастырский устав, основанный на учении свв.Отцов. Проповедник умного делания и духовного подвижничества, строгий аскет, нестяжатель, исключавший монастырское землевладение. Духовный писатель. Память 7 (20)мая.
Святитель Игнатий глубоко почитал и высоко оценивал творения преподобного Нила Сорского аскета-подвижника просиявшего в сонме Вологодский святых.
Говоря о книге преподобного Нила «Монастырский устав» он отмечал, что вопросы умного делания изложены в книге с необычайной простотой, ясностью и убедительностью, что, несмотря на небольшой объем — «духовный объем ее необычайной величины».
Влияние учения прп.Нила Сорского на творения свт.Игнатия было столь весомым, что в одном из своих писем Святитель писал: «Древние отеческие книги для монахов никак не могут быть применены вполне к современному русскому монашеству. Наиболее применимая книга — это прп.Нила Сорского, но и та написана для безмолвников. Что ж я увидел недавно, пересматривая написанное мною…Увидел, что мои грешные сочинения содержат в себе приспособление учения прп.Нила к современному монашеству, а именно «Аскетические опыты» могут удовлетворить этой цели».
Размышляя о святоотеческом учении «о науке из наук – о монашестве» святитель Игнатий вслед за Нилом Сорским свидетельствовал об отсутствии в наше время боговдохновенных наставников:«Ныне монашествующие должны наиболее руководствоваться Священным Писанием и Писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати».
Святитель Игнатий Брянчанинов скончался в 1867 г. в неделю жен-мироносиц, в этот же день в 1508 г.скончался прп.Нил Сорский — делатель умной молитвы, родоначальник скитского образа жизни. Сходство дней их кончины для всех знавших молитвенное подвижничество Святителя-скитянина свидетельствовало о духовном сходстве их подвига.
В год смерти Владыки его ученик игумен Антоний (Бобков) в письме к настоятелю Нило-Сорской пустыни о.Нектарию писал о почившем Святителе: «После вашего Нила Сорского преосвященный Игнатий был вторым и, может быть, последним монашеским учителем и писателем, а по силе слова, по ясности изложения своего аскетического учения – первым и единственным».
Образ свт. Игнатия Брянчанинова
Святитель Игнатий оставил большое литературное наследие, по богатству тематики представляющее собой подлинную духовную сокровищницу, отражающую вечно живой дух святых Отцов.
Признавая свои произведения «собственностью всех современных ему подвижников Православной Церкви», он писал:«Я был только орудием милости Божией к современным Православным христианам, крайне нуждающимся в ясном изложении душевного христианского подвига».
По словам проф. МДСиА игумена Марка (Лозинского): «Сочинения свт. Игнатия – это не плод размышления богослова-теоретика, а живой опыт деятельного подвижника…». Не случайно магистр богословия протоиерей Василий Нордов назвал свт. Игнатия доктором Богословия «не именем, но вещию». Творения святителя Игнатия написаны из сердца озаренного свыше. В одном из писем святитель Игнатий писал: «Бывали в жизни моей минуты, в которые появлялось в сердце моем «слово». Это слово было не мое, из какой-то высшей сферы. Случалось записывать мысли, которые так ярко светили в сии божественные минуты. Читаю после, читаю не свое, читаю слова из какой-то высшей сферы нисходившие и оставляющиеся наставлением».
Литературные произведения свт. Игнатия являются одним из лучших руководств для духовной жизни, как монахов, так и мирян. Главное достоинство его творений состоит в том, что он излагает святоотеческое учение «применительно к требованиям современности», и этим они помогают современному читателю правильно понять святоотеческие творения и верно воплотить их в практическую жизнь.
Свои сочинения сам свт. Игнатий разделил на три группы:
1,2,3-й тома составляли «Аскетические опыты» — статьи, в основном написанные в Сергиевой пустыни.
4-й том «Аскетическая проповедь» — проповеди, произнесенные на Кавказе, и 70 писем к мирянам.
5-й том «Приношение современному монашеству» — советы и наставления монашествующим о внешнем поведении и внутреннем делании.
6-й том «Отечник» (изданный после смерти Владыки) — содержит высказывания подвижников по вопросам христианской аскетики и примеры из их жизни.
Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) сын Ростовских бояр Кирилла и Марии. Основатель Троице-Сергиевой лавры (1354) Благословил на битву с татарами вел.кн.Димитрия Донского в 1380 году.
Память 5 (18)июля, 25 сентября(8 октября).
«Много святых произрастила земля .Русская. Они сияют различными благодатными дарами с неба отечественной Церкви. Из этого блаженного сонма преподобный Сергий сияет даром помогать стране родной в ее опасностях и бурях…Споработал он герою Донскому против несметных полчищ Мамая, споработал он потомкам Донского..»,-писал свт.Игнатий.
В бурях духовных и житейских споработал он и потомкам Михаила Бренко — отважного оруженосца вел.кн.Димитрия. Прп.Сергий, благословив героя поля Куликова на брань с врагами, благословил и потомка его на брань духовную.
Будучи крещеным в честь прп.Димитрия Прилуцкого содумника и собеседника прп.Сергия Радонежского свт.Игнатий от святой купели воспринял те духовные идеалы, которыми руководствовался на протяжении всей своей жизни.
В 1834 г. свт.Игнатий был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга — обители возрождению которой он посвятил 24 года. Начал Святитель с возобновления храма прп.Сергия:«Преподобный и богоносный авва Сергий, взирая на запустение обители, посвященной его имени, умолил Господа о даровании ей мужа, исполненного духа разума и благочестия для ее возрождения»- писал игумен Марк (Лозинский).
Будучи игуменом Сергиевой Пустыни и разбирая вопрос о незаконном присвоении монастырских земель крестьянами, за образец для подражания он взял для себя прп. Сергия Радонежского, который: «Лучше бы согласился уступить часть достояния своего, чем причинить огорчение крестьянам переселением их…Посему и я, поверенный прп. Сергия, как в сем деле, так и в прочих, до обители его касающихся, должен соображаться с благоутробием своего Настоятеля…».
Жизнь Святителя до его последнего дня была связана невидимыми духовными узами с «русским народным святым» — святым Сергием.
Он скончался 30 апреля 1867 года в Николо-Бабаевском монастыре и был погребен в малой больничной церкви в честь прп.Сергия Радонежского и свт.Иоанна Златоустого.
Преподобный Иоанн Лествичник (570 — 649), монах-аскет, один из величайших подвижников благочестия византийский христианский писатель. Около 40 лет подвизался в пустыне, в конце жизни был избран настоятелем монастыря на Синае. Автор аскетико-дидактического трактата «Лествица, возводящая к небесам» в которой показано 30 ступеней духовного восхождения от совершенства к совершенству и описана борьба подвижника благочестия с пороками и страстями, которые свойственны падшей человеческой природе.
Память 30 марта (12 апреля) и в четвертую неделю Великого поста.
Творения свт.Игнатия можно с уверенностью назвать новой«Лествицей» возводящей своих читателей к высотам нравственного совершенства, являющейся верным и надежным руководством в духовной жизни для ревнующих о благочестии и спасении души в наше время.
Современники святителя Игнатия отмечали его прекрасное знание творений прп. Иоанна Лествичника. Прп.Пимен Угрешский описывая свою беседу со Святителем, вспоминал: «… видно было, что Брянчанинов много читал Отеческих книг, знал весьма твердо Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Добротолюбие и писания других подвижников». В первом томе — «Аскетических опытах», он более тридцати раз цитирует прп.Иоанна, особенно часто обращаясь к его творениям при рассмотрении вопросов, касающихся «царицы добродетели, главного богатства монахов» – молитвы.
Молитва — путь к Богу. Она квинтэссенция духовной жизни, показывающая на каком этапе пути к Богу находится христианин. Но вхождение в духовную жизнь требует от человека не только ревности о Боге, но и твердого знания ее законов. По мнению свт.Игнатия, сбивчивые и туманные представления об этой главной стороне религиозной жизни могут привести христианина к духовной погибели: «неправильные понятия ведут к неправильным действиям; неправильные действия источник вреда частного и общественного. Из точных и верных понятий рождается все доброе; из превратных и ложных рождаются все бедствия».
В своих произведениях святитель Игнатий неустанно предостерегал от самой распространенной ошибки в религиозной жизни – подмены ее духовной стороны внешним исполнением церковных установлений, что делает человека фарисеем и отвращает его от Бога.
Учение Святителя Игнатия во всех вопросах относящихся к христианской жизни находится в полном соответствии с Вселенским Преданием Православия, изложенном в творениях прп.Иоанна Лествичника и других святых отцов.
Образ свт.Игнатия Брянчанинова
В записках сподвижника и сомолитвенника святителя Игнатия Михаила Чихачева сохранилось свидетельство родственницы святителя Игнатия А.В.Жандр о явлении ей усопшего Владыки на двадцатый день после его кончины.
Находясь в большой скорби, Александра Васильевна после причастия Святых Таин, стоя в храме перед образом Успения Пресвятой Богородицы, вдруг увидела на иконе лик усопшего Святителя неописуемой красоты и света, а сердцем услышала его голос: «Видишь, как тебе хорошо сегодня. А мне, без сравнения, так всегда хорошо, и потому не должно скорбеть обо мне». После необыкновенного видения душа Жандр ликовала.
Ночью того же дня она слышала дивное пение тысячи голосов. Мерно гудели густые басы, как гудит в пасхальную ночь звон всех московских колоколов, и плавно сливается этот гул с мягкими, бархатными тенорами, с серебром рассыпавшимися альтами, и весь хор казался одним голосом – столько было в нем гармонии! И все яснее и яснее выделялись слова: «Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, Архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писанми твои¬ми вся уцеломудрил еси. Цевнице духовная, новый Златоусте, моли Слова Христа Бога, Его же носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние!». Пение этого тропаря повторялось в течение трех ночей.
Образ свт.Игнатия Брянчанинова
Не менее важным по своему внутреннему смыслу является посмертное явление святителя Игнатия его духовной дочери С.И.Снессоревой, записанное Михаилом Чихачевым.
12 августа 1867 г. София Ивановна не могла заснуть до утра. Забывшись, она увидела святителя Игнатия в монашеском одеянии, полного цветущей молодости, который с грустной улыбкой и сожалением смотрел на нее: «Думайте о смерти! Не заботьтесь о земном! Все это – только сон, земная жизнь – только сон! Все, что написано мною в книгах, все — истина!…».
Видя, что София Ивановна была к смерти равнодушна, епископ Игнатий показал ей смертные муки: «Нет ни вещей, ни друзей – одно необъятное пространство, и все это пространство наполнено существами страшными, непостигаемыми нашим земным ослеплением; нечистые кишат вокруг нас в разных образах, окружают и держат… О! Что это за страдание!». Опять голос Владыки Игнатия: «Молитесь непрестанно, все – истина, что написано в моих книгах. Бросьте земные попечения, только о душе заботьтесь»… И с этими словами он стал уходить от меня по воздуху все выше над землею. Вид его изменялся и переходил в свет. К нему присоединился целый сонм таких же светлых существ, и все как будто ступенями необъятной, невыразимой словом лестницы. Преосвященный Игнатий поднимался все выше и выше. Но вот окружает его сонм лучезарных святителей, он сам потерял свой земной вид и сделался таким же лучезарным. С этой высоты Владыка Игнатий еще бросил на меня взгляд, полный сострадания. Вдруг, не помня себя, я вырвалась из власти державших меня и закричала: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего преосвященного Игнатия и святыми его молитвами спаси и помилуй меня грешную!». Мгновенно все ужасы исчезли, настала тишина и мир.
Эти посмертные явления Владыки утвердили веру почитателей епископа Игнатия Брянчанинова в то, что для всех, молитвенно чтущих память и деятельно исполнявших его советы, он является всесильным молитвенником и ходатаем пред Богом.
Образ свт.Игнатия Брянчанинова
«Сад во время зимы»
«В 1829 году проводил я зиму в Площанской пустыни. И поныне там, в саду, стоит уединенная деревянная келья, в которой я жил с моим товарищем. В тихую погоду, в солнечные ясные дни, выходил я на крыльцо, садился на скамейку, смотрел на обширный сад. Нагота его покрывалась снежным покрывалом; кругом все — тихо, какой-то мертвый и величественный покой. Это зрелище начало мне нравиться: задумчивые взоры невольно устремлялись, приковывались к нему, как бы высматривая в нем тайну.
Однажды сидел я, глядел пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей души моей: пред ними открылась книга природы. Это книга, данная для чтения первозданному Адаму, книга, содержащая в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию. Какое же учение прочитал я в саду? Учение о воскресении мертвых, учение сильное, учение изображением действия, подобного воскресению. Если б мы не привыкли видеть оживление природы весною, то оно показалось бы нам вполне чудесным, невероятным. Не удивляемся от привычки; видя чудо, уже как бы не видим его! Гляжу на обнаженные сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: «Мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей?»
Они оживут, облекутся плотью; в новом виде вступят в новую жизнь и в новый мир. Как древа, не выдержавшие лютости мороза, утратившие сок жизненный, при наступлении весны посекаются, выносятся из сада для топлива, так и грешники, утратившие жизнь свою — Бога, будут собраны в последний день этого века, в начатке будущего вечного дня, и ввергнуты в огнь неугасающий.
Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он вместо ответа посмотрел бы на вас и улыбнулся — такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий. Богу все возможно: чудес нет для Него. Слабо помышление человека: чего мы не привыкли видеть, то представляется нам делом несбыточным, чудом невероятным. Дела Божии, на которые постоянно и уже равнодушно смотрим,- дела дивные, чудеса великие, непостижимые. И ежегодно повторяет природа пред глазами всего человечества учение о воскресении мертвых, живописуя его преобразовательным, таинственным действием!».
1843 год. Сергиева пустынь
Образ свт.Игнатия Брянчанинова
«Кладбище»
«После многих лет отсутствия посетил я то живописное село, в котором я родился. Давно-давно принадлежит оно нашей фамилии. Там – величественное кладбище, осеняемое вековыми древами. Под широкими развесами дерев лежат прахи тех, которые их насадили. Я пришел на кладбище. Раздались над могилами песни плачевные; песни утешительные священной панихиды. Ветер ходил по вершинам деревьев; шумели их листья; шум этот сливался с голосами поющих священнослужителей. Услышал я имена почивших – живые для моего сердца. Перечислялись имена: моей матери, братьев и сестер, моих дедов и прадедов отошедших. Какое уединение на кладбище! какая чудная, священная тишина! сколько воспоминаний! какая странная, многолетняя жизнь! Я внимал вдохновенным, божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собою глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство.
Могилы праотцев моих ограждены кругом вековых дерев. Широко раскинувшиеся ветви образовали сень над могилами: под сению покоится многочисленное семейство. Лежат тут прахи многих поколений. Земля, земля! сменяются на поверхности твоей поколения человеческие, как на деревьях листья. Мило зеленеют, утешительно, невинно шумят эти листочки, приводимые в движение тихим дыханием весеннего ветра. Придет на них осень: они пожелтеют, спадут с дерев на могилы, истлеют на них. При наступлении весны другие листочки будут красоваться на ветвях, и также – только в течение краткой череды своей, также увянут, исчезнут. Что наша жизнь? Почти то же, что жизнь листка на древе!»
20 мая 1844 года.
Село Покровское, Вологодской губернии.