Кураторство школ это Миссия Церкви. Церковь здесь представляет интересы всего православного сообщества в стране. Ведь Церковь — это не только священнослужители. Церковь — это весь православный народ. Об этом следует помнить, дабы избежать манипулирования заявлениями о «вторжении» Церкви в светскую школу или о «клерикализации» российской школы.
После периода государственного атеизма начался естественный процесс возвращения народа к вере своих отцов, что в свою очередь,безусловно, ведет и к изменению образовательных потребностей россиян. Православное сообщество России (как и другие религиозные общины) вполне законно и закономерно заявляет сегодня о праве учить детей своим традициям, обычаям, культуре в общедоступной российской школе, поскольку школа, обучая детей, выполняет образовательный заказ родителей.
Уже не раз говорилось о том, что образование играет особую роль в духовно-нравственном возрождении России. Это уникальная сфера жизни народа, общества, где соединяются духовное и материальное; прошлое, настоящее и будущее; происходит преемственная передача от поколения к поколению культуры, зарождается и формируется облик современного человека. Именно здесь, на наш взгляд, необходимо объединение усилий Государства, Церкви и Общества вокруг центральной темы: образование для будущего России.
При этом мы должны помнить, что обучение не может осуществляться в отрыве от воспитания. Обучение и воспитание — это две составляющие одного процесса. Ведь очевидно, что школа учит не только наукам, но и приобщает ребенка к культуре общества, учит его морали, воспитывает. В общем, школа должна подготовить ребенка к жизни. И православным родителям вовсе не безразлично, чему будут учить их детей в школе, как их будут воспитывать и чем они будут напитаны в нравственном, духовном и культурном отношении. Поэтому широкое проявление потребности в изучении курса православной культуры, а также расширении знаний о культурных корнях Православия в содержании гуманитарных учебных дисциплин в российской школе — это естественная закономерность.
Что бы процесс образования и воспитания был более эффективным священноначалие поручает священнослужителям участвовать в жизни школы, чтобы быть ближе к людям и помочь изменить стереотип священника не доступного, а наоборот доступного, понятного, добродушного, человека к которому можно обратиться с вопросами.
Слава Богу, мы пережили ту эпоху, когда школа выполняла заказ атеистического государства перевоспитывать ребенка из религиозных семей. Каждый народ имеет свою культурную и духовную самобытность, и его будущее зависит от того, насколько он сохранит связь со своим нематериальным наследием, утрата которого приводит к исчезновению народа как самобытной нации. Наша культурная и духовная самобытность — в Православии.